×
Перезагрузка
Илектра Канестри

На пороге третьего десятилетия XXI века мир роскоши все больше ассоциируется с технологичностью, экологичностью и этичностью. Разбираемся, как это произошло.

Для Condé Nast International Luxury Conference – самой авторитетной международной конференции, посвященной товарам класса люкс, 2019-й год стал особенным. Впервые форум прошел на африканском континенте, в Кейптауне. Хозяйкой мероприятия, как всегда, была Сюзи Менкес – важнейший модный критик, обозреватель всех международных сайтов Vogue (в прошлом колумнист газеты The International, New York Times и журнала Vogue. – ДИ). В 2000-м Менкес осознала, что на фоне меняющейся мировой экономики, развивающейся сверхбыстрыми темпами новой, цифровой цивилизации, обостренного внимания к мультикультурности и экологическим проблемам и в контексте инновационной и научной революции люксовая индустрия не может оставаться прежней. Тогда-то она и придумала проводить ежегодную встречу представителей индустрии моды – это руководители крупнейших концернов, таких как LVMH или Kering, ретейлеры, дизайнеры крупных брендов, а также бизнес-эксперты, – для обмена мнениями, выявления проблем, постановки задач.

Первая конференция Condé Nast International Luxury Conference была проведена во Флоренции лишь в апреле 2015 года (видимо, только тогда все ключевые участники модного рынка дозрели до разговора о переменах) под говорящим заголовком «Долговечная роскошь». На конференции затронули темы борьбы за потребителя, современного и абстрактного дизайна, выхода на молодого покупателя, роли социальных медиа в индустрии, социальной и экологической ответственности.

К тому моменту привычный, консервативный, предсказуемый люкс канул в лету, вместе со многими реалиями «старого» мира, в котором он сформировался. Это произошло в 1990-е, годы становления глобальной экономики, невероятных политических пертурбаций. В результате за снесенной Берлинской стеной открылся большой мир, включающий и новую Россию со странами бывшего соцлагеря, а заодно и активно развивающиеся регионы – Китай, Юго-Восточную Азию и Ближний Восток; сформировались новые рынки. С другой стороны, девяностые были эпохой мирового кризиса и переосмысления ценностей в потреблении, массовой культуре и моде, они породили гранж, унисекс и массу самых смелых идей.

Первый удар по стереотипам люкса нанес бренд Prada. Вопреки негативным предсказаниям специалистов индустрии, интерес к нейлоновым рюкзакам и к запущенной в 1997 году спортивной линейке показал, что люди готовы к более демократичным решениям. И вот уже в начале XXI века все без исключения люксовые бренды отвечают запросам на удобство, комфорт, порт и ЗОЖ – кроссовками, рюкзаками, полуспортивной одеждой, переориентированностью на повседневные модели. Параллельно движение по демократизации роскоши получило в арсенал невероятный механизм – коллаборации между масс-маркетом и модными небожителями. Первопроходцами стали сеть H&M и покойный Карл Лагерфельд, еще в 2004 решившийся на сотрудничество. Что, впрочем, неудивительно, легендарный модельер всегда обладал острым нюхом на современность, чего стоит полная «модернизация» Chanel, освободившая дом от стилевых клише.

Не прошел мимо мира роскоши и всепроникающий интернет. «Никто не будет покупать сумку за 1500 евро в интернете», – говорили скептики буквально вчера, в начале 2000-х. «Да что там сумки – а как же одежда? Кто купит платье или костюм за много сотен евро без примерки? А обувь?» Меж тем, запущенный в 2000-м британский сайт – мультибрендовый люксовый магазин Net-a-porter.com стремительно приобрел мировую популярность. В 2015-м компанию купил другой невероятно успешный модный онлайновый бутик (также запущенный в 2000 году) yoox.com. Активничают в интернете и отдельные бренды. Британская компания Burberry давно ведет онлайнтрансляции показов и делает интернет-проект Art of the Trench с фотографиями людей в узнаваемых тренчах из разных уголков мира. Быстро переориентировался на интернет и Proenza Schouler – один из самых интересных «новых», то есть появившихся уже в этом тысячелетии, американских люксовых домов. А соцсети Gucci вообще можно рекомендовать как учебное пособие для smm-специалистов.

Конечно, влияние технологий не ограничивается интеграцией в интернет-пространство. Есть еще и технологии производства, внедрение уникальных инновационных материалов. В люксе по-прежнему важную роль играют ручной труд и ремесленные традиции. Но все чаще они идут в ногу с технологическими новшествами. На второй международной конференции Condé Nast International Luxury Conference (2016), посвященной воздействию технологий на индустрию роскоши, обсуждались вопросы влияния Кореи (страна принимала форум) на европейскую моду, особенности работы с молодой аудиторией, социальными медиа.

Миллениалы (а к этому поколению обращены экономические, а значит, и все иные интересы брендов) влияют и на другие составляющие их современного ДНК. Эстетический язык люкса ушел от традиционного восприятия элегантности, женственности, красоты к новым эстетическим реалиям. Коллекции брендов впитывают образы масс-культуры, видеоигр, комиксов, современного искусства и стрит-арта. Уличная мода и субкультурные стили перемешиваются с образами высокой моды, а сай-фай с историзмом. Николя Гескьер, креативный директор Louis Vuitton, вдохновляется то спортом, то современным искусством, то (как в круизной коллекции 2020 года) смешивает темы 1980-х, 1990-х, Елизаветинскую эпоху и техно-культуру современности.

Стиль и образ его коллекций, впрочем, как и стиль многих коллег, почти невозможно определить и сложно описать. Тандем грузинского дизайнера Демны Гвасалии и российского стилиста Лотты Волковой, создавший моду на постсоветский маргинальный шик во время работы над коллекциями бренда Vetements, вот уже несколько лет создает образы легендарного дома Balenciaga, абсолютно освобожденные от каких бы то ни было стереотипов «красивости».

Сложнейший визуальный микс, основанный на культурном эстетстве, создал креативный директор дома Gucci Алессандро Микеле. Любовь к искусству и технологиям переплетается в его коллекциях с гендерными экспериментами и мультикультурностью.

Во всем мире все большую роль играет принятие многообразия в эстетическом, гендерном, конфессиональном и цивилизационном смыслах. А также признание/познание урона, который наносит человек окружающему миру. Отсюда возникает еще одна тема, безусловно определяющая развитие индустрии роскоши, – экология. Осознанному потреблению была посвящена конференция Condé Nast International Luxury Conference, прошедшая в апреле этого года. Более четырех сотен участников обсудили коммерческие перспективы мировой индустрии роскоши и моды в Африке, а также непрерывное влияние технологий на бизнес.

Причем здесь экология? Люкс – это и природные ресурсы, которые Африка в колоссальном объеме поставляет на ювелирный рынок. Именно в Африке чаще всего используются понятия этики и этичного бизнеса. Например, при обсуждении этических проблем использования детского труда. И вместе с тем вопрос о создании рабочих мест, так необходимых в этом регионе. Пусть злым языкам обращение индустрии роскоши к подобной теме покажется косвенным пиаром, демонстрацией двойных стандартов и попыткой выдать желаемое за действительное, положительный сдвиг во всех перечисленных направлениях очевиден. Третье десятилетие нового века наступит буквально завтра, и индустрия люкса усердно готовится.

ДИ № 6-2019
 

1 января 2020
Поделиться: