×
Современное искусство как тренинг на терпимость
Ирина Сосновская

Филиалы Государственного центра современного искусства создавались как сеть представительств, но каждый несет на себе печать индивидуальной истории, прорастает из местных контекстов. У Балтийского приоритет — сотрудничество с европейскими странами, Уральский связывает свою cтратегию с индустриальной историей края, Приволжский создает собственную сеть представительств в городах региона и объединяет их большими передвижными проектами. Северо-Кавказский филиал вырос из ежегодных художественных симпозиумов «Аланика», которые проводятся с 2007 года и остаются главным событием этой институции. Итоговые выставки Восьмого Международного художественного симпозиума «Тепло лоскутного одеяла» и молодежного форума «Art Кавказ Next» открылись во Владикавказе в августе. Интервью с директором Северо-Кавказского филиала ГЦСИ Галиной Тебиевой продолжает наш цикл бесед с руководителями региональных институций современного искусства в рамках проекта «Репетиция музея».

ДИ. Какие обстоятельства сопутствовали созданию филиала?

ГАЛИНА ТЕБИЕВА. Владикавказ всегда был цивилизационным центром, здесь традиционно происходят активные процессы в культуре. Создание Северо-Кавказского филиала — особый случай: инициатива тут исходила не от художников, а от администрации, от правительства республики. Когда мы показывали работы участников второго симпозиума в Москве в Центральном доме художника, там состоялась встреча директора ГЦСИ Михаила Мидлина и председателя правительства нашей республики Николая Александровича Хлынцова, автора идеи проведения симпозиума. На тот момент в стратегических планах ГЦСИ как сетевой организации было открытие филиала не на Кавказе, а на юге России, но инициативу республики они поддержали. Сразу был решен вопрос с передачей помещения под будущий филиал, им стало здание в центре города, которое на тот момент не использовалось. Мы в нем несколько раз проводили симпозиум, организовывали студии для художников, устраивали выставки. В настоящее время ведутся проектные работы, которые республика взяла на себя. Архитекторы проекта — Юрий Аввакумов и Георгий Солопов. Ремонт будет осуществляться на федеральные средства. До его окончания мы используем партнерские площадки. Сначала нашей базой служило помещение Национального музея Республики Северная Осетия-Алания, а сейчас нам любезно предоставляет свои залы Национальная научная библиотека, где мы и реализуем свои выставочные проекты.

ДИ. Какая судьба у произведений, созданных художниками на симпозиуме?

ГАЛИНА ТЕБИЕВА. Художники передают их в дар национальному музею, некоторые работы мы представляем на заседание экспертной комиссии по формированию коллекции ГЦСИ. Так, например, в прошлом году коллекция ГЦСИ пополнилась работой Аладдина Гарунова.

ДИ. А как формируется концепция симпозиума?

ГАЛИНА ТЕБИЕВА. Для нас важна местная ситуация, связь с локальным контекстом. Мы не ставим такое условие кураторам, но когда обговариваем будущее сотрудничество, я ссылаюсь на предыдущий опыт и подчеркиваю, что в предшествующих проектах эта связь всегда присутствовала.

ДИ. То есть такая связь важна, но не обязательна?

ГАЛИНА ТЕБИЕВА. Она желательна, и возникает естественно, исходя из всего того, что сопутствует реализации проекта — походов художников в музеи, их работы с местными архивами, совместных выездов в горы, общения приезжих с местными участниками.

ДИ. Две недели — это довольно короткий срок. У ГЦСИ был проект «Искусство места», тогда художники в процессе работы над проектом приезжали в столичные и региональные арт-резиденции два раза: сначала для знакомства с городом, потом для реализации работы.

ГАЛИНА ТЕБИЕВА. Конечно, времени у художников мало, но тем не менее почти во всех работах рефлексия на конкретику места возникает. Многое зависит от включенности куратора, и мы также помогаем, предоставляем информацию о республике, о работе нашего филиала. Обычно художники до приезда к нам интересуются, куда они едут, задают вопросы, мы им отвечаем. То есть процесс начинается задолго до общего сбора. Некоторые развивают здесь свои более ранние проекты, но уже с привязкой к этому месту и ситуации. Бывало, что художники у нас начинали тему, которую продолжали развивать в дальнейшем. Например, проект «Googlе. Планета Земля» Владимира Наседкина.

ДИ. А как строилась работа над молодежной выставкой форума «Art Кавказ Next»?

ГАЛИНА ТЕБИЕВА. Молодые художники приезжают на форум из разных мест Северного Кавказа: Краснодарского края, Ставрополя, Чеченской Республики, Дагестана, Кабардино-Балкарии. Раньше участники форума слушали лекции и помогали художникам основного проекта симпозиума. По сути это были мастер-классы по ходу создания произведений. В этот раз куратор форума Ростан Тавасиев предложил молодым художникам придумать проекты на тему «Будущее», сумел всех увлечь и они очень интересно эту тему проработали.

В специально созданной в Контакте группе Ростан выкладывал фильмы, научно-фантастическую литературу о будущем, интервью и лекции с современными научными деятелями, футурологами, культурологами, группа обсуждала идеи и конкретные произведения. Это помогло ребятам подготовить эскизы и макеты своих проектов, поэтому десяти дней форума им хватило для завершения работ. Например, Аня Кабисова создала сайт пока не существующего музея скульптора Сосланбека Едзиева. Он наше национальное достояние и часть мировой культуры, но его наследие под угрозой: гибнут работы, надгробия, которые он делал, их охраной и реставрацией никто не занимается, его уникальный дом с рельефами изуродовали неудачным ремонтом. На сайте говорится, что музей открыт в две тысячи двадцатом году. Я буду счастлива, если это произойдет. Меня радует, что в этот раз было много молодых художников из Владикавказа. Раньше к нам приезжали ребята из Чечни, Дагестана, а местная молодежь вела себя очень инертно. А сейчас у нас из двадцати участников форума восемь человек из Осетии. Это свидетельство того, что интерес к современному искусству растет.

ДИ. Какие еще формы работы, кроме молодежного форума, появлялись по мере развития симпозиума?

ГАЛИНА ТЕБИЕВА. Проект начинался как пленэр, приглашали в основном знакомых, преимущественно академиков-живописцев. Жили они в спортивно-оздоровительном комплексе, в мансарде была организована мастерская. Тогда я была исполнительным директором симпозиума. Потом мне предложили должность заместителя министра культуры. Я колебалась, я ведь не чиновник. Но возможность развивать этот и другие проекты в области современного искусства перевесила. В первом симпозиуме принимал участие Владимир Мигачев из Краснодара, он порекомендовал нам подходящие кандидатуры, и на следующий симпозиум приехали Сергей Брюханов, Владимир Наседкин и другие. У первых пленэров вторая часть была скульптурной. Дней двадцать шел симпозиум живописный, а потом столько же скульптурный. В две тысячи восьмом году это было уже единое мероприятие. Но мне казалось неправильным, что симпозиум делается как бы исключительно для общения самих художников, и от события остаются только работы. Симпозиум должен быть открыт для зрителей, должен стать городским событием.

ДИ. По вечерам у вас проходят интересные презентации художников. Они всегда были частью этого события?

ГАЛИНА ТЕБИЕВА. Такие авторские встречи я придумала после первого симпозиума: каждый художник должен рассказать о своем творчестве. Но сначала это были камерные мероприятия, потом возник более открытый, рассчитанный на публику формат. Сейчас задача — фиксировать все этапы симпозиума, в особенности работу форума, посвященного проблемам развития современного искусства в регионе, ведь это теоретический и методический материал для нашей деятельности.

ДИ. По какому принципу вы выбираете кураторов «Аланики»?

ГАЛИНА ТЕБИЕВА. Сначала всей организацией я занималась сама, потом поняла, что надо выходить на новый уровень, и тогда мы стали приглашать кураторов. Первые два года симпозиум курировали наши коллеги из Балтийского филиала ГЦСИ — Евгений Уманский и Елена Цветаева (в 2011 и 2012 годах), в 2013-м куратором стала турчанка Берал Мадра. В нынешнем году начинала работу куратор из Великобритании Сара Раза (ее проект должен был называться «Прерванные смыслы»).

Но приехать на симпозиум она не смогла, поэтому завершали все мы вместе с координатором проекта художником и куратором из Азербайджана Сабиной Шихлинской. Мы переработали и расширили идеи Сары, но решили, что будет некорректно назначать другого куратора. Это отразил и плакат симпозиума. Была первоначальная версия, одобренная Сарой и уже опубликованная в Сети, и мы этот плакат закрыли чистым листом, на котором представили свой вариант. Но за текстом нашего проекта виден фрагмент первоначального сюжета — картинка с водопадом, отрывки текстов и имена других художников.

ДИ. У зрителей, которые приходят на каждый фестиваль, есть возможность сравнить выставки разных кураторов. А для тех, кто, как я, приехал сюда впервые, было бы интересно посмотреть работы предыдущих лет.

ГАЛИНА ТЕБИЕВА. Такую выставку мы сделали, но она закрылась до начала симпозиума. Это связано с тем, что у нас нет своей площадки. В прошлом году мы представляли новым участникам экспозицию лучших работ из проектов прошлых лет. На ее фоне и разворачивалось открытие симпозиума. Я надеюсь, что в будущем мы продолжим делать такие выставки, а также параллельные проекты, например экспозиции, которые будут представлять членов Союза художников России, чтобы гости и участники могли познакомиться и с их творчеством. Все зависит от выставочных площадей.

ДИ. Чем живет филиал между симпозиумами?

ГАЛИНА ТЕБИЕВА. Прежде всего, это работа с северокавказскими художниками. Мы стараемся объединить художественные сообщества и выявить молодых людей, которым интересно современное искусство.

Мне кажется, что наши задачи несколько сложнее, чем у Нижегородского или Екатеринбургского филиалов. В этих городах более однородная культурная ситуация, а наш регион включает семь республик, где много народов и народностей, и у каждого свои корни, традиции. Как верно заметил участник наших симпозиумов, художник и арт-критик из Санкт-Петербурга Александр Дашевский, современное искусство — бесконечный тренинг на терпимость, то есть априори каждый должен уважать чужое мнение, даже если с ним не согласен. На Кавказе актуальны пограничные вопросы и вопросы самоидентификации, и с ними нужно работать, не вызывая агрессии.

Потому большое значение для филиала имеют образовательные программы, но их надо объединить общей концепцией, которая должна возникнуть из практики. Выработке таких стратегий и обмену опытом посвящены форумы «Аланика», которые проходят в заключительные дни работы симпозиума. В этом году одной из тем, обсуждавшихся на форуме, стала тема «Построение новых образовательных моделей в области современного искусства».

ДИ №5/2014

21 октября 2014
Поделиться: