Пророческий текст Валерия Подороги о настоящем времени искусства.
Будущего у искусства нет, оно уже наступило. Объяснюсь. Наше время, которое мы делим на прошлое/настоящее/будущее, является человеческим (антропоморфно определенным и значимым). Будущее существует только по отношению к тому времени, которое мы в силах присвоить в качестве собственного времени. Однако если искусство сегодня (в своих актуальных формах) имеет устойчивую тенденцию к расчеловечиванию восприятия, то нашим временем мы все меньше располагаем. То, что происходит с нами, пребывает уже в другом времени, на нас более не ориентированном, и мы не можем ни им управлять, ни им умирать. Нарастает случайность всех событий, они становятся еще более «случайными». Авторская позиция художника не нуждается в профессионализации, только в имени, которым его нарекает групповая или мировая молва. Художник более не мастер, у него нет тайн, а это страшит более всего. Если это так, – то утеряна его связь с высшими силами; действительно, кто будет оберегать его гений?
Эти тенденции, а я их даже негативными не могу назвать, указывают на ход событий в другом времени, которым мы больше не в силах распоряжаться. Что можно противопоставить повторяющемуся будущему? На мой взгляд, только наше общее всеевропейское прошлое, то единственное время, которое еще можно спасти. Время другое – это время всеохватывающей и всюду проникающей технологии замещения живых человеческих реакций на кратные однопорядковому «машинному» восприятию. Оно не противостоит нам, оно нас распыляет...
Лозунг дня: выход из новейшего постмодерного варварства все тот же – подражать древним! Но главное здесь – подражать! А что древние – это мировой архив состоявшихся произведений искусства. Рубеж обороны. Потеря миметического чувства реальности делает наше тело бесполезным для творчества. Надо снова учиться видеть, слышать, двигаться, ощущать, кричать, говорить... Мы больше не умеем подражать, мы только заимствуем и присваиваем, распространяем и повторяем, крадем и прячем. Не в силах научиться быть другим как собой, мы готовы быть всеми, быть вместе, но как быть одному, уже не знаем. Услуги Сети делают иллюзию личного присутствия ежедневно-ежечасно-ежеминутно необходимой (один из вариантов нового бессмертия при жизни). Медленное человеческое время, которое не возвращается, дробится и умирает в этих мнимых «присутствиях». Никто не любит одиночества.
Теоретики искусства ведут себя так, словно искусство завершилось, и они должны выполнить его последнюю волю – рассказать, как оно было. Они устраняют базовый признак человеческого существования: нехватку реальности, замещая ее избытком всего, признавая, что возможное доминировало над реальным в модерном искусстве. И так будет всегда. Мы так быстро разучились замедлять свое время и ценить его; наша суверенность явно под угрозой...
Обрываю свое нытье, каждый из тех, кто прочитает эти заметки, может легко их продолжить, он знает как...
Москва, 23 января 2019 г.