×
Неразбериха
Сергей Гуськов

Скандалы, увольнения, репутационные потери и книжные новинки.

 

Как только в первых числах июля в Третьяковской галерее открылась выставка «Ненавсегда», посвященная художественной жизни СССР между 1968 и 1985 годами, в соцсетях и на страницах профильной прессы заполыхал скандал — дискуссией происходящее назвать сложно. В обсуждение, стремительно скатившееся к переругиванию и определению «хорошего» и «плохого» искусства, включились такие фейсбук-тяжеловесы, как Дмитрий Гутов и Юрий Альберт. Вышли статьи  Лёли Кантор-Казовской в «Артгиде», (во второй досталось даже Гройсу) и Веры Отдельновой на «Кольте». Отстрелялась даже газета «Завтра». Вот характерная, хоть и не самая резкая цитата, отражающая доминирующее отношение к смешению официального и неофициального искусства: «Поверхностные подобия бьют в глаза и вытесняют содержание, вложенное авторами в работы». Продолжение следует, как говорится.

 

***

 

Не успели утихнуть споры о проекте «Ненавсегда», как в самом начале августа разразился новый скандал. На этот раз связанный с выставкой «Немосква не за горами», которая проходит в питерском «Манеже». Двое кураторов опубликовали в фейсбуке свидетельства неудачного опыта сотрудничества с менеджментом проекта Nemoskva. Их тут же перепечатал независимый сайт Aroundart.ru, где позже появилось заявление со стороны «Немосквы» от ее руководителя Алисы Прудниковой. Дальше началась хаотичная публикация тезисов, комментариев и «обещаний комментариев» — тут, тут, тут и тут. Наконец, вышло второе заявление Прудниковой. С обеих сторон прозвучали угрозы подать в суд. Вряд ли у кого-то из участников конфликта есть основания для этого, если судить по слитым в соцсети скриншотам переписки и публикациям на Aroundart.ru. Налицо скорее провал коммуникации — конфликта явно можно было избежать. Но теперь уже поздно, а репутационные последствия у ситуации скорее всего будут. Для более объемного понимания происходящего рекомендуем почитать также интервью Анны Толстовой с Антонио Джеузой, куратором выставки в «Манеже».

 

 

***

 

В США, которые уже несколько месяцев лихорадит, и где протесты и не думают утихать, также произошло знаковое событие. В Детройте уволили директора местного музея современного искусства Элисию Бороуи-Ридер, которую обвиняют в проявлениях расизма. За время ее работы в институции оттуда были вынуждены уйти несколько десятков сотрудников, которые подвергались со стороны начальницы оскорблениям по этническому признаку. Многие россияне не верят в систематический расизм, до сих пор существующий в США. Вот его

реальное проявление. Работники музея неоднократно жаловались на происходящее, однако их требования справедливости никого в совете попечителей не волновали долгое время. Только после того, как пострадавшие объединились и провели общественную кампанию, ситуацию удалось переломить.

 

***

 

В середине июля две канадские художницы заявили, что находились в абьюзивных отношениях с видеоартистом Джоном Рафманом. Их истории датируются 2014 годом, когда они обе учились в Университете Конкордия в Монреале, а Рафман уже стал известным автором. После этих заявлений две институции, Кунстверайн Ганновер и вашингтонский музей Хиршхорна, отменили предстоящие выставки художника, а Музей современного искусства в Монреале досрочно закрыл его уже идущий проект. Галерея, с которой Рафман работал, разорвала с ним отношения. По косвенным данным инстаграм-аккаунт, где впервые появились обвинения в абьюзе, получил письма-предупреждения от художника — похоже, что он в ответ предпринимает юридические шаги, чреватые судебным разбирательством.

 

***

 

Совместными усилиями знаменитой берлинской институции KW и издательства Hatje Cantz в августе из печати выходит книга известного куратора Клементин Делисс «The Metabolic Museum». Книга начинается с «Манифеста за постэтнографический музей». Делисс известна радикальными художественными экспериментами в нехудожественных музеях, что в частности привело к ее громкому увольнению из Музея этнографии во Франкфурте в 2015 году (позже она отсудила моральную компенсацию за такое решение городских властей). В России у нее хватает

почитателей — в частности, это Катерина Чучалина, программный директор V-A- C. Вероятно, в издательстве этого фонда и выйдет русский перевод книги Делисс.

 

 

 

Август 2020

14 августа 2020
Поделиться: