Двигательные практики в контексте Context
|
Колумнист «Русского пионера» Владислав Сурков в заметке «Валентинка в багровых тонах» некоторое время назад заговорил о реставрации матриархата, свидетельствующей о наступлении всемирного упадка. Спарта кончилась из-за увеличившегося женского влияния, десакрализация самодержавия началась в XVIII веке при череде императриц, министрессы прогрессивных стран на наших глазах наращивают лобби, последний джедай в «Звездных войнах» – девушка. Подобрать факты под любимую мысль дело нехитрое, однако новая волна феминного тренда очевидна. Матриархальная демократия приравнена великим комбинатором к манифестации декаданса; в этом есть лукавое зерно. Женская работа на обломках выдохшихся политических систем объявлена пустыми хлопотами у постели умирающего. Но настоящие джедайки не боятся грязной работы: «Завтра будет новый день». И поскольку на грядке современного танца молодые женщины преобладают, компаративный ряд будет о них. Основная масса культурных новостей в поле визуального, двигательного, перформативного театра – женского рода.
В карантин популярные сеансы утренней contemporary-разминки онлайн для всех желающих вела Татьяна Чижикова. Новосибирский «Глобус» этой осенью показывает спектакль Анастасии Патлай и Екатерины Бондаренко в таниной хореографии «Танго морген, танго пли» – о военном Новосибирске как пристанище эвакуированных. Танцевальный кооператив «Айседорино горе» (Дарья Плохова и Александра Портянникова) несколько лет исследует постсоветскую телесность в проекте «Советский жест» и готовит в «Гараже» издание об этом на примере своих проектов – «Эскалация героизма», «Железный занавес» и другие). Танцовщица и хореографка Виктория Арчая проводит в Культурном центре ЗИЛ фестиваль Puzzle, где дает шанс другим молодым показать новые работы. При директорке Елене Тупысевой «Балет Москва» вышел на качественно новый уровень репертуара. Ксения Голыжбина в калужском инновационном театре балета разрабатывает направление современного танца для семейного просмотра. Ольга Пона в Челябинске и Татьяна Баганова в Екатеринбурге возглавляют свои коллективы современного танца дольше, чем мы знаем Путина. Исследовательница Ольга Тараканова принесла перформативные практики в театр имени Ермоловой, и в этом случае любопытство сильнее первоначального недоумения. Кураторки Алена Папина и Дарья Демехина пишут в ВШЭ диссертации о перформансе.
Балерина Диана Вишнёва ведет фестиваль Context. Diana Vishneva, не снижая темпов. Отобранные ее коллегой Анастасией Яценко в конкурс молодых хореографов Ольга Рыжкова из Воронежа и Ирина Сергеева из Петербурга только начинают. Минчанку Ольгу Лабовкину широкая публика впервые увидела в 2004-м на витебском фестивале современной хореографии IFMC. «Танцовщица экстра-класса», «экстремальная виртуозность», «контрастность образных переходов» – исследовательница белорусского современного танца Светлана Улановская в статье «Молчать по-белорусски» не скупится на искренние похвалы. С тех пор Лабовкина стала универсалом: постановщиком, художником, саунд-продюсером, как и полагается добивающейся своего упрямице.
В Москве ее коллектив «Каракули» впервые выступил в гостевой программе «Золотой маски» сезона 2009–2010 со «Свадебкой» на музыку не-Стравинского. Лабовкина показала себя бесстрашной гротесковой актрисой, способной на акробатику вплоть до паркура – как она с разбегу взбегала на плечо жениха и ныряла с него в толпу гостей! Ее спектакль «Воздух», еще в зародыше ставший лауреатом конкурса Context-2017, показанный в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Гамбурге, Берне (фестиваль TanzplatformBern 2018), Витебске (фестиваль IFMC), минском «ТеАрте» и заново отрепетированный для московско-питерских показов на Context Open – 2020, полон мета-физического мерцания: из телесного таяния-утекания в партизанскую лесную силу, смеющуюся дерзость.
Несмотря на то что за ХХ век на дорогу свободного танца выбежало так много людей (и женщины преобладают), что о социальной дистанции приходится только мечтать, возможности пластического самовыражения привлекают все новых обращенных. Даже в городах культурно патриархальных. Воронежскому Камерному театру повезло – несколько лет назад там появилась труппа современного танца. Вместе с калужским инновационным балетом, созданным в 2012 году, воронежская труппа приближает число муниципальных коллективов современного танца к десятку по стране. За 30 лет современной нам волны развития свободных форм танца в России – немало. Ольга Рыжкова работает в воронежской танцевальной труппе с 2017 года. Она, как и балетная Ирина Сергеева (театр Якобсона, педагог Академии Вагановой), тоже участница конкурса Context-2020, темная лошадка для московской публики. И на них придут – кредит доверия к современному танцу в России сейчас невероятно велик, и сколько невместившихся в этот текст женщин внесли в это свою лепту!
Context-2020 посвящен Пине Бауш, сумевшей защитить, оправдать, сердечно полюбить женское в его самом смешном и страшном. Есть фильмы о ней: «Пина. Танец страсти» Вендерса, «Танцующие мечты» Линселя и Гофмана, «Однажды Пина спросила» Акерман, «Доминик Мерси танцует Пину Бауш» Обадиа, «Поговори с ней» Альмодовара, «И корабль плывет» Феллини, «Плач императрицы» самой Бауш. Киносвидетельством Пины является 17-минутный фильм израильской режиссерки Ли Янор «Кофе с Пиной» 2003 года. Он очень простой. Пина ходит по улицам в черном, мужском и мешковатом, говорит на репетициях. Камера часто фокусируется на ее руках, кистях, невесомых и сильных, ловит промельк улыбки. «В обществе она всегда выглядела немного потерянной», – цитирует в статье «Ничья» школьную подругу Бауш Ольга Гердт. Тотальность ее театра стала очевидна не сразу: обыватели рурского Вупперталя годами не принимали спектаклей Бауш. Потом уже феминистки тоже считали ее своей, как и теоретики немецкого танцтеатра, фрейдисты, эйджисты. Многолетнее художественное исследование старости, «Контактхофф» (1978–2008), поставленный в разных вариантах четырежды, радикально раздвинул рамки канона телесной красоты. Вряд ли Пина называла этику принятия мира во всем многообразии матриархальной демократией, но если можно заниматься своим делом, новые слова для этого родятся сами.