×
Екатерина Первенцева о благополучии и счастье, которые может дать искусство.

Культурный образ жизни

Дмитрий Кавко. Серия «Из той пыли». 2020. Смешанные цифровые медиа. Специально для ДИ

В ноябре 2019 года вышел доклад Всемирной организации здравоохранения, где на основе более 3000 исследований, проведенных к настоящему моменту, решительно резюмируется позитивная роль искусства в профилактике и лечении заболеваний и его безусловный общеоздоровительный эффект1. Если внимательно смотреть сами исследования, то получается, что большая часть такого эффекта связана с видимым (ощущаемым и измеряемым) улучшением психологического состояния: снижением уровня стресса и, как результат, повышением уровня счастья и благополучия. Взаимодействие с искусством дает индивидуальный творческий опыт и порождает сложную психоэмоциональную реакцию. Искусство оказывает многоуровневое воздействие, которое включает сенсорную активацию, пробуждение эмоций и эстетическую вовлеченность, когнитивную стимуляцию, вовлечение воображения и социальное взаимодействие. Причем речь может идти как о пассивном, зрительском, опыте, так и об активном со/участии (любительские практики, которые зачастую остаются за пределами территорий, маркированных как зона «чистого искусства»). И результирующее счастье тут не столько «быстрое», гедонистическое, сколько эвдемоническое, «долгое», связанное с осмысленностью и осознанностью своего существования.

Иными словами, культура дает вневременное ощущение осмысленного долгого счастья и тем самым заставляет нас чувствовать себя лучше – во всех смыслах этого слова.

Предпосылки для возникновения взаимосвязи культуры и счастья множественны и неоднозначны. С одной стороны, утверждение счастья как важного макроэкономического показателя. С другой – общий вектор на человекоцентричность.

Сама по себе концепция счастья как ценности и мерила успешности индивидуальной жизни и общества в целом возникла относительно недавно. В 2000-х происходит повсеместное распространение позитивной психологии, значительно расширяя поле знания вокруг того, что составляет счастье и какие факторы оказывают влияние на уровень благополучия, начинают появляться многочисленные издания, популяризирующие прокачку индивидуального счастья, которые впоследствии дополнятся целым спектром приложений, практик и других ресурсов. В 2005-м Мед Джонс, американский экономист, президент Международного института менеджмента, впервые вводит показатель «ВНС – валовое национальное счастье» как основу для оценки успешности государственной политики и устойчивости общества и действующей социальноэкономической модели. В 2008-м эту идею, в частности, подхватили во Франции, где Николя Саркози запустил масштабное исследование, призванное выявить эффективный способ оценки уровня благополучия, который бы основывался не только на экономических показателях. А уже в 2011 году Генеральная ассамблея ООН принимает резолюцию «Счастье: целостный подход к развитию», и в этом же году появляется ежегодный международный рейтинг World Happiness Report. Счастье окончательно выходит за рамки рандомной индивидуальной инварианты и становится важным показателем эффективности государств.

Одновременно с этим происходит постепенный разворот культурных институций к человеку. От знаменитого тезиса Йозефа Бойса о том, что «каждый человек художник», а жизнестроительство – это акт социальной скульптуры до новой модели институции, которая ставит зрителя/аудиторию в центр и существует, прежде всего, для нее. Фокус внимания переходит с артефакта и культурного продукта на анализ зрительского опыта и переживание искусства. Это движение актуально, в первую очередь, для государственных институций, существующих за счет налогов и чувствующих потребность отвечать общественным запросам. Здесь можно было бы привести пример радикальной коллаборативной концепции обновленного театра Шатле2, которая была инициирована Рут Маккензи, назначенной в 2017 году его художественным директором. Институции стремятся быть полезными, служить своим зрителям и территориям. И это устанавливает совершенно другие морально-этические нормы, в рамках которых Бруклинский музей в ситуации кризиса может продать на аукционе часть шедевров из своих запасников, пустить деньги на работу институции и не подвергнуться публичному осуждению. Как и факт выпуска новых правил Американской ассоциации музеев, разрешающий подобную продажу работ из коллекции. Потому что практики самого Бруклинского музея, наиболее часто цитируемого в аспекте успешного построения связи с сообществом, – важнейший актив, который оказывается ценнее любого Кранаха и Курбе в запасниках. Пандемия только ускорила переосмысление культурных институций и искусства в целом как, прежде всего, социального пространства. Для кого мы существуем? Как мы можем помочь? На волне пандемии особенно хрупкими становятся бастионы, охранявшие старые культурные ценности – все бросились рассуждать в терминах нужности, социальной ответственности, полезности и вовлечения сообщества. И в новом, пусть и пока не принятом определении музея, предложенном Международным советом музеев ИКОМ, обозначалось, что сохранение ценностей, – не главное, а главное то, что музей – это «демократизирующее, инклюзивное и полифоническое пространство, созданное для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего».

Вместе с тем, несмотря на активное продвижение идеи счастья, культурные практики по-прежнему маргинализированы. Культурный образ жизни как новый ЗОЖ и основа счастливого жизнестроительства нуждается в продвижении. Какие тут могут быть стратегии?

Признание и продвижение взаимосвязи культуры и счастья и роли искусства и художественных практик в поддержании психологического здоровья человека. Расширение поля применения арт-терапии.

Нужно вывести разные формы художественных практик из гетто «нетрадиционной медицины», которая в сознании большинства вызывает недоверие, и максимально расширить их применение. Позитивные вибрации музыки, света и цвета могут оказывать значительное лечебное воздействие. Известный факт: прослушивание 9-й симфонии Бетховена выравнивает артериальное давление. Однако арсенал целебных художественных практик намного шире, и тот же доклад ВОЗ описывает многочисленные успешные практики использования прослушивания музыки во время родов, до, после и во время проведения хирургических операций, а также в комплексной терапии в лечении серьезных психических заболеваний.

С формальной точки зрения нужно усилить межведомственное взаимодействие, укреплять сотрудничество между сферами культуры, социальной защиты и здравоохранения. Это позволит не только значительно расширить ресурсную базу, но и продвинуть ряд практик, которые в силу ведомственного разделения не могут системно применяться, несмотря на всю позитивную статистику. Например, когда речь идет о прослушивании музыки в больницах, требуется серьезное взаимодействие разных ведомств прежде, чем будут получены соответствующие регламенты, протоколы и наконец все необходимые разрешения. Так, в Канаде в рамках медицинской страховки пациентам могут прописать абонемент в музей для улучшения психического состояния – инициатива, продвинутая Монреальским музеем изящных искусств.

Тезис о прямой взаимосвязи между вовлеченностью в культуру и уровнем счастья и благополучия дает потенциал для лоббирования культуры в государственной повестке. В том числе на пути формирования социального государства и достижения инклюзивной во всех смыслах культуры, доступной максимально широкому кругу людей. Даже в США, стране с традиционно низким государственным участием в культуре, политика крупных городов со сложной демографической структурой, таких как Нью-Йорк и Лос-Анджелес, отталкивается от способности культуры через вовлечение и участие снижать напряжение и гармонизировать социальные отношения, учитывает необходимость в районных культурных центрах. Вена после пандемии запустила большой общегородской фестиваль, основная цель которого была именно в поддержании горожан и обеспечении доступности открытой культуры как важнейшего показателя возвращения к нормальной жизни. Фестиваль был разбит на множественные сцены и площадки и работал с районными сообществами.

Психическое здоровье оказывается одной из самых уязвимых сторон человека. В частности, побочный эффект пандемии COVID-19, связанных с этим ограничений и сопровождающая ее коммуникационная истерия заключается именно в длительном негативном воздействии на психологическое состояние человека. К сожалению, в будущем с общим увеличением скорости жизни, ростом глобальной неопределенности, обострением проблемы городского одиночества психика будет подвергаться все более массированным агрессивным воздействиям. И потребуется значительное расширение арсенала средств для поддержания устойчивого психического состояния.

Футуристическая стратегия связана с разговорами про обязательный доход (в Германии запущена очередная европейская тестовая программа, одной из целей которой является мониторинг психического состояния людей, получающих в течение продолжительного времени гарантированный доход). Отсутствие работы как определяющего фактора в жизни и значительное расширение поля, ранее занимаемого делом жизни, на самом деле может приводить к серьезным психическим травмам. И возникающий вакуум нужно заполнять. Здесь как раз могло бы найти себе место искусство, как на уровне вовлечения в культурное производство более широкого круга людей и окончательной его демократизации, так и в формате пассивного зрительского восприятия – способа проживать время и эмоции, заполнить жизнь смыслами.

И наконец, прямые механизмы продвижения – коммуникация культуры как источника счастья. Чем больше культуры в жизни, тем лучше человек себя чувствует. Продвижение КОЖ (культурного образа жизни), как когда-то продвигались ЗОЖ, спорт и бег. Популяризация результатов исследований, коммуникационные кампании. Вот вы как часто занимаетесь культурой? 

 

1 Фанкур Д., Финн С. Каковы доказательства роли искусства в улучшении здоровья и благополучия? Обзор исследований // https://www. euro.who.int/ en/ publications/ abstracts/whatis-theevidence-onthe-role-of-thearts-inimprovinghealth-andwell-being-ascopingreview-2019.

2 Театр должен был стать максимально открытым и коллаборативным, полезными своим согражданам и территории, быть полезными артистам и поддерживать творческий процесс. Предполагалось вовлечь в жизнь театра максимально широкую аудиторию и средствами культуры «улучшить повседневную жизнь» жителей периферийных районов Парижа. https:// chatelet2030. com. Контракт с Рут Маккензи расторгнут в сентябре этого года, поэтому судьба заявленной концепции развития до 2030 года пока неизвестна.

ДИ 5–2020

 

9 февраля 2021
Поделиться: