На основании шорт-листа премии «Инновация» редакция ДИ попыталась выявить тренды современного искусства.
|
Первый в этом году номер нашего журнала был посвящен продуктивному обращению к прошлому вместо бесконечной погони за завтрашним днем, обсессивного культа новизны и сомнительных прогнозов на будущее. И что мы видим? В шорт-листе премии «Инновация» главная номинация «Проект года» включает в основном хоть и вольные, но реконструкции и оммажи предшественникам. Здесь и «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция» в Центре Вознесенского, и три крупномасштабных исторических исследования: «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» в музее «Гараж», «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» в петербургском Манеже и «Найди еврея. 3D-повесть» в галерее «ГРАУНД Солянка». В «Новой генерации» работы двух из пяти номинантов отталкиваются от событий, произошедших в далеком прошлом, а также мифов и художественных творений ушедших поколений, и устроены в том числе как историко-культурный экскурс — «Свобода. 1919. 2020» Елизаветы Коноваловой и «Картотека гоголевских ландшафтов Российской империи. По пьесе Н.В. Гоголя „Мертвые души“» Евгении Ржезниковой. В номинации «Региональный проект» еще два проекта о прошлом: выставка «Прометей космического века» в казанском ГМИИ РТ и проект резиденции «Марьин дом» в Архангельской области, основанный на обращении к местным традициям посещающих ее художников. Антропологический подход, работа с архивом, заполнение лакун, — вот что интересно художникам сегодня. И мы об этом предупреждали!
В прошлом году мы выпустили номер, где пытались поддержать умирающую профессию куратора, хотя прекрасно отдавали себе отчет в том, что этот героический наскок ее не спасет. В общем, достойно проводили. Судя по номинации «Куратор года», самой инновационной и разнообразной из всех, на смену личностям приходят самоорганизации и коллективы. Как показала ожесточенная битва поколений вокруг «Немосквы», новые формы единения в художественном поле могут мгновенно мобилизовать сторонников, а их участники выходят моральными победителями из любой схватки. За это, собственно, неформальное объединение акторов культурной и художественной сцены российских регионов «РРР», главным образом кураторов, открывает список номинации «Региональный проект». Они среди наших фаворитов. Время, когда кураторы ориентировались на условного Виктора Мизиано—фигуру, которая продвигала в России строгие профессиональные стандарты,—безвозвратно прошло. На второй триеннале «Гаража» (номинация «Куратор года») курировали выставку все кто угодно, только не сами кураторы Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина, которые скорее торжественно визировали решения и выбор других людей. (Интересно, если они получат премию, с кем и как ее разделят?)
Еще в 2019 году мы писали, что благодаря превалирующей оптике соцсетей, фотоагрегаторов и прочего онлайна масштаб выставки, ее расположение и основная специализация, возраст и послужной список пространства, где показывается искусство, не имеют больше решающего значения. Вы все равно увидите эту выставку в Instagram или прочтете о ней на Facebook. Мы живем в обществе мнений: куда важнее иметь тысячу активных пользователей соцсетей в друзьях, чем зал в тысячу квадратных метров со сложившейся репутацией. Поэтому и выставка про кинетизм, и камерный галерейный проект о судьбе советских евреев легко попадают в одну номинацию.
Сюда же записываем еще один любопытный факт: слово «проект» вернулось к своему словарному значению—разработанный план чего-либо—и больше не равняется выставке. В номинацию «Проект года» вошел иммерсивный саунд-спектакль «Университет птиц». В «Региональном проекте» и уже упомянутый чатик кураторов «РРР», и екатеринбургская онлайн-акция «Ночь заводов», а еще «Мурманск проспект»—совместный проект российско-нидерландской кураторской группы, пригласившей международных художников в Мурманск для изучения городского пространства и поиска новой северной идентичности жителей Заполярья. Он существует в виде сайта. Кстати, и в кураторской номинации не все—выставки. Там и «100 способов прожить минуту», карантинный проект Пушкинского музея, который с легкостью мог бы победить в номинации «Образовательный проект», и серия танцевальных перформансов под руководством Эльзы Абдулхаковой, поставленных в рамках Молодежной биеннале. Конечно, во многом это результат пандемии—большую часть прошлого года традиционные выставочные площадки были закрыты, но последствия необратимы. Тоннельное восприятие современного искусства как продукта офлайн-институций навсегда ушло в прошлое; зрители приучились воспринимать сетевой контент как оригинал, а не как дополнение к реальности; художники—обеспечивать присутствие своих работ в поле профессионального зрения, а кураторы моделировать и обживать виртуальное пространство.
В любом определении трендов на будущее ключевую роль естественно играет «молодежь». И что же предлагает нам «Новая генерация»? Сплошь эстетские проекты, ратующие за визуальную чистоту и усладу для глаза. Здесь и медитативное видео «Мертвые души» Евгении Ржезниковой, где линия проекции меняется по траектории эквалайзера, и Никита Селезнёв со своей «Карате-поэзией»—язык интернет-пабликов, высеченный в камне, то есть превращенный в традиционную скульптуру. Сплошная красота. Притом в отсутствии смыслов их не упрекнуть. Например, Данила Ткаченко для эстетского «Планетария» изучил феномен внутренней колонизации России, посетил ряд заброшенных городов дальнего Cевера, снял унылые дома, в которых при помощи портативных вспышек зажег свет как напоминание о жизнях, брошенных на строительство советской утопии. Елизавета Коновалова строит свой рассказ вокруг скульптурной цитаты уничтоженного обелиска «Свобода» скульптора Николая Андреева, сохранившейся на барельефах решеток Большого Каменного моста. Женская фигура, деформированная под действием дождей и подновлений, будто адаптировалась к новой политической действительности.
Так что рано свергли форму с пьедестала художественных задач, там она, родимая, на месте.
В общем, ставим себе жирный плюсик, но не одни мы (в «Диалоге искусств») знаем обо всем наперед. Про значительное число номинантов и их проектов, поданных на «Инновацию», писала в своих колонках уважаемый критик «КоммерсантЪ-Weekend» Анна Толстова. Редакция постановила, что и это—тренд. Мы не со всем в этих текстах согласны, но настоятельно советуем ознакомиться.
С нетерпением ждем решения жюри.