×
New Nature
Светлана Гусарова

Выставка, где часть работ ваш смартфон смотрит сам.

 

В выставке New Nature дуэт Recycle еще не нашли новую реальность, но зафиксировали ее приближение, устроив визуальную разведку. Кто-то из зрителей воспримет New Nature как погружение в цифровой сон, другие как предостережение, а некоторые искренне обрадуются наступлению дивного нового мира. 

Для большого показа на двух этажах Манежа Андрей Блохин и Георгий Кузнецов сделали много новых работ, расширив традиционный для группы набор исходных материалов. Если раньше визитной карточкой им служила строительная сетка, то сегодня это оптоволокно, кабели, гофрированные трубы и дополненная реальность. Так художники продолжают заявленный в названии группы процесс переработки всего, что производит материальная и духовная культура. В 2008 году, когда группа только появилась на свет, слово recycle звучало актуально, оптимистично. В 2021 году актуальности оно только прибавило, но накопилась и усталость от повсеместного перелицовывания старого. Воистину, наш мир стал местом вторичного использования всего — от вещей до образов. Зарождение виртуальной эпохи, казалось, посулило надежду на новизну, но между молодостью и новизной знак равенства не поставишь. Искусство, созданное с помощью супер-пупер компьютерных программ, материалов и гаджетов, говорит на том же языке, что 20, 50 и 100 лет назад. Отсюда обилие цитат на выставке, от названий, вроде «Сада расходящихся камней», до визуальных: античной и советской скульптуры, ссылок на Рене Магритта, Данте и других. Из многовековой истории искусства Recycle выбирают ключевые образы, переиначивают их, подлаживают под новую реальность.

Самый часто повторяющийся образ на выставке — портал. Три ноля висят на входе в Манеж между колонн («Замкнутые системы», 2021). Слились в единую инсталляцию «Ноль» и «Ответы системы» (обе 2021). Светящаяся арка «Ноль», собранная из серверов, застыла над равноформатными листами полированной стали, разложенными на полу («Ответы системы»), и отражается в них, словно в воде, образуя мерцающий в полутемном зале овал. Человеческий глаз не сразу определяет, из какого материала сделана поверхность. Система (искусственный интеллект) тоже путается, распознавая металл то как воду, то как искусственную поверхность. Правильные и ошибочные ответы ИИ выгравированы на этих же металлических листах.

Еще один портал, расположенный на первом этаже, «Врата» (2012), преграждает вход в инсталляцию «Клуатр» (2021). Врата отдаленно напоминают вход в Нотр-Дам, только белый камень заменили черные гофрированные трубы. А черные безликие фигуры по обе стороны от дверей не сулят ни надежды, ни просветления входящему. Сам клуатр и колодец сделаны из тех же труб. Там, где должна быть вода, мерцают срезы проводов. Испьешь из колодца, забудешь телесное, пикселем станешь. Для Recycle «Клуатр» также является образом нулевой координаты.

Порталом можно воспринять и работу «Путь» (2008): длинная дорожка из искусственного снега ведет к темному прямоугольнику на стене («Искусственная грязь», 2021). Время от времени на дорожке возникают и исчезают следы. Словно невидимые люди идут бесконечной вереницей к порталу, обратно же не возвращается никто. Что ждет их за границей нашей реальности? Цифровое бессмертие или смерть, разница между которыми в виртуальном мире стирается.

В путешествие сквозь портал может отправиться и ваш смартфон. Его крепят к игрушечному поезду, который, скрипя и подрагивая, увозит гаджет в неизвестность — зрителям закрыт доступ в часть зала «Скрытая папка». Во время поездки видеокамера на телефоне фиксирует происходящее. Возвращения айфона ждешь, как ребенка из пещеры ужасов в парке аттракционов. Вот все выходят, а ты ласково спрашиваешь: «Не страшно было одному, малыш?» В «Скрытой папке» можно углядеть иронию над тем, как виртуальная экскурсия по выставке подменяет собой физическое присутствие на ней. А может, это наше будущее — сидишь себе в музейном кафе, а твой телефон ездит по залам, скрупулезно фиксируя увиденное?

Предсказывает будущее в Манеже оракул («Вероятность», 2021). Правда, для получения индивидуального прогноза ему надо предоставить доступ к своим социальным сетям и, что неожиданно, сделать за него главный выбор — решить, каким будет твое будущее: позитивным или негативным. Я выбрала позитивный вариант, оракул, многословно и с пафосом поговорив о зарождении цифры, выдал: «В этом мире нет тревог и негативной информации, это идеальная среда». Прямо скажем, малоубедительно. В реальной жизни на похожих предсказаниях денег не заработаешь. Зато, когда в вихре изображений, летящих в лицо с большого экрана, вдруг возникли огромные кадры из собственных забытых постов в Facebook, стало жутковато — вот он, неисчезающий цифровой след.

Есть на выставке и работы, выполненные в традиционной для группы технике: инсталляция «Открытый код» (2021) — отформованная строительная сетка, прикрепленная к светящейся поверхности из поликарбоната. Высокий барельеф являет непрямую цитату античных сюжетов. Только новые герои, внешне так напоминающие своих предшественников, борются уже с ботами. Их цель не дать ботам выключить рубильник, разорвать провод, так они спасают свой виртуальный мир от апокалипсиса.

Но как ни стараются герои, смерть неизбежна (вот и еще одна цитата всплыла), она приходит и в виртуальный мир. Инсталляция «Лес истекших ссылок. Фрагмент 1 и 2» (2021) занимает большую часть второго этажа. Здесь тихо, шелестят листья, щебечут невидимые птицы, царит покой райского сада или кладбища очень молодого мира. О том, что мир молод, говорят листья доисторических растений, сделанные из пенополистирола. Блуждая в этом отнюдь не сумрачном лесу, ловишь себя на ощущении, что чем-то он напоминает «Парк Юрского периода», из зарослей вот-вот выпол- зет цифровой звероящер.

«Нулевой остров» (2021) — две парные работы на боковых стенах зала, выполненные из сотового пластика со светодиодной подсветкой, изображающие восход и закат, дополняют это ощущение.

«Лес истекших ссылок» — кульминация проекта. Здесь зрители по идее должны испытать катарсис, но если этого не произошло, можно отойти к последней инсталляции «Сад расходящихся камней» (2020, первый раз показана на ярмарке Cosmoscow, также недалеко от выхода) и, глядя, как медленно перемещаются камни, оставляя след на песке, подумать о жизни, смерти и завтрашнем дне.

|ДИ| 4-2020

 

ЦВЗ «МАНЕЖ»
СПб., Исаакиевская пл., 1
ДО 15 СЕНТЯБРЯ

13 сентября 2021
Поделиться: