В новом пространстве Лаборатории Art&Science показывают, как породниться с лошадью и поговорить с деревом, если очень хочется.
|
Лаборатория Art&Science открыла новое пространство в Западном крыле Новой Третьяковки выставкой «Да живет иное во мне». Название проекта созвучно биоарт-перформансу «Да живет лошадь во мне» (2011) художницы Марион Лаваль-Жанте, представленному здесь же. Француженка ввела себе в кровь сыворотку лошадиного иммуноглобулина, пытаясь максимально приблизить себя к животному.
Эта работа раскрывает основную концепцию выставки — выстраивание диалога между человеком и иным, нечеловеческим, попытка найти новые способы взаимодействия помимо насильственных: подчинения, управления, побуждения. Художники пытаются максимально отойти от антропоцентризма, представить свои инсталляции результатом сотрудничества, а не произведением человека-автора. На выставке можно выделить три таких способа — диалог, наблюдение и симбиоз. В случае с живыми организмами взаимодействие представить довольно легко, но с искусственным интеллектом (ИИ) сложнее. Технологии стали частью нашей повседневности, и не всегда можно определить, где пролегает грань между человеком и машиной. Можно уже называть ИИ соавтором, или мы пока к этому не готовы?
Попытку диалога с искусственным интеллектом выстраивает австралийка Нина Райчич в работе SensiLab «Mirror Ritual» (2020). Это интерактивная нейроинсталляция в виде зеркала, считывающего эмоции стоящего перед ним человека. На их основе из отрывков поэтических строк оно генерирует предсказание. Зеркало выступает как объективный внешний наблюдатель, описывающий состояние зрителя, исходя из выражения лица. Так повседневный предмет будто наделяется своей волей, эмпатией и способностью мыслить. Вопрошая «высшие силы», как в сказке, где звучит знаменитое «свет мой зеркальце, скажи», зритель устанавливает эмоциональную связь с искусственным интеллектом.
Художницы британского коллектива 0(rphan)d(rift) в видеоинсталляции «Если бы ИИ был осьминогом» (2020) после долгого наблюдения за осьминогами представили ИИ, взаимодействующий с окружающим миром по правилам этих головоногих. Адаптация к среде, пластичность и «инопланетность» осьминогов определили способ монтажа. Кадры без четких границ перетекают друг в друга, периодически обретая форму головоногого. Это противопоставление «Mirror Ritual»: в зеркале ИИ выступает как наблюдатель/предсказатель/советчик, здесь же им становится зритель. Он делает ИИ живым объектом, изучает его поведение. Благодаря плавному темпу видео, абстрактным пятнам и перетекающим кадрам, инсталляция становится практически медитативной и успокаивающей. Часто человек воспринимает ИИ как невидимого наблюдателя. Художницы старались уйти от мысли, что ИИ может быть опасен, и представили его иначе. Сейчас за ним следит уже зритель.
Более привычный взгляд на искусственный интеллект как потенциально опасную силу показывает в работе WannaScry! (2020) отечественный художник Даня Васильев. Считывая QR-код, зритель попадает в видеоконференцию. ИИ тут же начинает собирать данные: изображения, голос, расшифровку общения, проецируя полученную информацию на шар. Никакой приватности и защиты данных, система слежки становится произведением искусства. Искусственный интеллект смотрит на нас и может быть как любопытным осьминогом, так и бесстрастной следящей машиной.
На выставке ожидаемо много внимания уделено экологии и способу взаимодействия с природой. Это биохимические инсталляции немки Агнес Майер-Брандис One Tree ID (2018) и Earthlink (2018) художницы из Словении Саши Спачаль. Обе работы интерактивны: Спачаль предлагает зрителю поделиться дыханием, Майер-Брандис — выстроить диалог с деревом как с сознательным существом.
В инсталляции One Tree ID диалог с деревом возможен с помощью запахов. В эксперименте Елены Никоноле «Язык птиц» (2019) отношения с природой строятся на анализе. Взяв за основу пение соловья, художница при помощи нейросети выделила некоторые повторяющиеся фразы и составила «птичий словарь». С его помощью ИИ общался с соловьями и создавал некое подобие структуры птичьего языка. Прямое взаимодействие природы с ИИ становится вполне реальным. Художник тут выступает как необязательный посредник. Создание нового языка на основе природного поддерживает и эксперимент, показанный в видео nimiia cetii (2018) финской художницы Йенны Сутелы. Письменность несуществующего марсианского языка, явившегося швейцарскому медиуму XIX века Элен Смит, создается при помощи бактерий, которые могли бы выжить на Марсе. На основе письменности художница придумала и речь. В обеих инсталляциях неизвестные звуки преобразовываются в понятные зрителям, своеобразная попытка дать слово и представить разумными существа, ранее в этом незамеченные.
Выставка показала художников, работающих с ИИ, скорее медиаторами, чем творцами. Категории «наблюдение» и «диалог» стали главными, абсолютно исключив «симбиоз». Искусственный интеллект вновь становится помощником человека, его создают для понимания и окружающего мира, и самих себя. Кураторы пытались уйти от антропоцентризма в выставке, но взаимодействие с технологиями получилось все равно сосредоточенным на человеке. Пока ИИ только приближается к авторству наравне с художником, но говорить о полноценной замене еще рано.
|ДИ|
Новая Третьяковка
Крымский Вал, 10
до 10 октября