Вспоминаем выставку в Ельцин-центре, которую наконец привезли в Москву.
Музей русского импрессионизма
3 февраля — 22 мая
|
Арт-галерея Ельцин Центра в Екатеринбурге после многомесячного карантина открылась выставкой-исследованием истории художественной жизни российской провинции начала 1920-х годов. Выставочная деятельность и музейное строительство на рубеже 1910–1920-х развивались в атмосфере романтического энтузиазма. Произведения современных художников, представителей всех направлений, закупались специально сформированным музейным бюро Наркомпроса и распределялись по городам и регионам, в которых планировалось создание сети музеев живописной культуры. Параллельно предпринимались попытки реорганизации художественного образования на базе государственных свободных мастерских, где преподавателями становились авангардисты. Практика передвижных выставок, объединяющих весь спектр современного искусства, затронула десятки городов, среди которых Екатеринбург, Оренбург, Смоленск, Рязань, Витебск, Псков, Красноярск и многие другие. Особо интересным выглядит случай Вятской губернии, там выставочная активность в 1920–1921 годах переместилась из центра в город Советск (до 1918 года – слобода Кукарка).
Организацию художественной жизни в Советске взяли на себя архитектор по образованию Евгений Васильевич Медведев, возглавлявший Советский районный подотдел по делам музеев и охране памятников, и преподаватель местной школы Сергей Дмитриевич Якимов. За два неполных года им удалось сделать три передвижных выставки в Советске и Яранске – небольших городах Вятской губернии (ныне Кировская область). Спустя сто лет именно эти проекты стали поводом для подробного исследования и реконструкции в рамках выставки в Ельцин Центре, куда вошли произведения живописи и графики из фондов Вятского художественного музея, Слободского и Яранского краеведческих музеев. Большая часть из них фигурировала на исторических выставках, состав которых был восстановлен по архивным документам и опубликованным каталогам. Кураторы Андрей Сарабьянов, Анна Шакина и Наталья Мюррей знакомят зрителя с практикой «столкновения» искусства с жизнью и бытом, просветительских идеалах и пропагандистских задачах переломной эпохи.
Первая выставка в Советске прошла весной 1920 года и включала работы преимущественно местных художников. Значительную поддержку оказало участие преподавателей Вятских художественно-промышленных мастерских: Алексея Деньшина, Михаила Демидова, Алексея Князева. Осенью того же года была инициирована вторая выставка, ее удалось показать публике в Советске и Яранске. Состав участников расширился, и наряду с вятскими авторами были привлечены художники из Казани. Традиция творческих контактов между двумя регионами помогла собрать много интересных и очень сильных произведений лидера казанской школы Николая Фешина и его учеников Игоря Никитина, Николая Белянина, Павла Радимова, Александра Родченко, Варвары Степановой, Михаила Меркушева. Наравне с профессиональными художниками выступили учащиеся изостудий Советска и Вятки (их работы, к сожалению, не сохранились, и в реконструкции они не представлены). К третьей, самой крупной выставке готовились обстоятельно, планируя передвижной характер экспозиции: после Советска и Яранска работы должны были отправиться в Царево-Санчурск, Малмыж, Уржум, Нолинск и Вятку, но из-за разразившегося голода и непогоды экспонаты остались в Яранске. Произведения собирали от художников и коллекционеров в Москве, Петрограде, Вятке, Нижнем Новгороде и Казани. В октябре-декабре 1921 года на третьей выставке удалось показать более 320 работ авторов разных направлений, включая экспрессионистические рисунки Василия Чекрыгина, беспредметные композиции Александра Родченко, кубистическую живопись Надежды Удальцовой, абстрактные акварели Василия Кандинского, реалистичные офорты Елизаветы Кругликовой и многое другое.
Примечательно участие во всех трех проектах Сергея Вшивцева – художника родом из Кукарки, творческая практика которого была тесно связана с Советском. Здесь он активно занимался праздничными оформлениями города, создавал эскизы агитационных плакатов и стенгазет, разрабатывал декорации к спектаклям местной самодеятельности, преподавал рисование и биологию в гимназиях, словом, был человеком, олицетворяющим пытливость и изобретательность эпохи 1920-х.
Население Советска тогда составляло чуть меньше 4000 человек, в Яранске проживало около 6000 человек, при этом, по сохранившимся свидетельствам, третью выставку современного искусства посетили 2666 зрителей, — впечатляющее число. К сожалению, не осталось отзывов первых зрителей, хотя реакция на подобные выставки, даже в более крупных городах, была резкой и нередко скептической. Вскоре после завершения работы передвижки в Яранске ее инициатор и организатор Е.В. Медведев уехал в Петроград, а выставочная деятельность в Советске прервалась на долгие годы.
«На телеге» в ХХI век ворвался не только авангард. Большую часть выставки-реконструкции занимают произведения, демонстрирующие реалистические художественные тенденции, а также проявления импрессионизма и символизма в изобразительном искусстве начала ХХ века. Такое объединение продиктовано буквальным следованием демократичному и открытому принципу показа всех течений современного искусства, который применялся для множества передвижных государственных выставок в 1920-х в России. Сохранившиеся произведения размещены в галерее Ельцин Центра последовательно в рамках трех разделов: реализм, ранний авангард и абстракция.
В первом, реалистическом блоке собраны несколько работ Николая Фешина, в том числе образец его свободной живописной манеры и сочной витальной гаммы «За самоваром. Портрет О.М. Ясеневой» (1913). Владение колоритом унаследовал фешинский ученик Василий Тимофеев, в выставку вошла его картина «Голова женщины» (1920). Рядом работы еще двух представителей казанской школы – импрессионистичный пейзаж Павла Радимова «Весна» (1912) и два более сдержанных натюрморта (1916 и 1916–1920) Николая Белянина. Не меньшее внимание привлекают живописные работы Сергея Малютина и его дочери Ольги, а также тонкие по исполнению карандашные рисунки Николая Хохрякова.
Раздел, посвященный направлениям раннего авангарда, закономерно включает показательные бубнововалетские картины Ильи Машкова «Этюд к портрету Е.И. Киркальди» (1910) и «Женщина у стола» (1910). Близость к европейскому фовизму улавливается в работе «Розовая лошадь» Игоря Никитина (конец 1910-х). Экспрессионистические тенденции наглядно проявляются в офортах Николая Синезубова, серии мистических рисунков Василия Чекрыгина «Воскрешение из мертвых» (1920-е), вдохновленной идеями Николая Фёдорова, а также гротескных образах цикла картин «Игральные карты» Ольги Розановой (1914–1915).
Особняком стоит рисунок «Ноемзарь» Миганаджиана Авагима (Овагима) (1915), художника более чем самобытного и уникального, но малоизвестного. Он обращается к библейскому ветхозаветному сюжету, изображая сцену беседы Ноя с женой. Этот образ, редко возникающий в художественных произведениях, Авагимов решает яркой декоративной стилизацией в духе персидских средневековых миниатюр. В силу своего притягательного экзотизма камерный рисунок выглядит исключительно смелым и неожиданным, что лишний раз утверждает его справедливое присутствие в авангардном контексте. Последний раздел связан с развитием языка абстрактного искусства. Беспредметное предстает в многообразии авторских манер-формул: архитектоника Любови Поповой, кубофутуризм Александры Экстер, кубизм Алексея Моргунова, линиизм Александра Родченко.
Последний в экспозиции представлен разнообразно. На примере нескольких работ мы видим, как стремительно менялись интересы Родченко. Еще в Казани художник активно осваивает кубофутуризм («Женщина» и «Женская фигура», обе 1915), переехав в Москву, увлекается геометрической абстракцией («Беспредметная композиция на желтом фоне» № 8, 1916), экспериментирует с фактурами и цветом («Черное на черном» № 82, 1918) и приближается к пространственным мотивам («Линии на зеленом» № 92, 1919). Пристальное внимание привлекает рисунок студента Казанских государственных свободных художественных мастерских Михаила Меркушева «Большой мотив» (1920). Работа выглядит причудливой и многомерной, при этом не теряя своей легкости и прозрачности, сложное внеиерархичное устройство ее композиции напоминает музыкальность импровизаций Василия Кандинского, акварели которого также нашли свое место в залах галереи.
«Авангард. На телеге в XXI век» показывает и открывает камерные работы, важным становится звучание в экспозиции «голосов» художников, прежде ускользающих от внимания широкой аудитории под ритм ритуальных повторений громких имен Ларионова-Малевича-Кандинского и прочих. Эта выставка не прославляет авангард в привычном для массового зрителя понимании, а ведет нелинейное повествование о кратком периоде насыщенной художественной жизни Советской России на рубеже 1910–1920-х. По меткому замечанию историка Светланы Быковой, «светлая история из темных времен». Тот редкий случай, когда сугубо исследовательский проект удалось сделать видимым и привлекательным для аудитории.