В последние два десятилетия музеи рассматриваются не только как место, где демонстрируется искусство и рассказываются истории. Здесь рождаются новые модели художественного образования, альтернативные архивы, оказывающие влияние на отношения с традиционными музейными инфраструктурами, возникают новые формы сотрудничества между кураторами, художниками, научными музеями и институциями.
|
Директора музеев и кураторы находят новые формы демонстрирования произведений из постоянных коллекций, отказываясь от традиционного способа показа по хронологическому принципу. Работы объединяют в тематические блоки, представляют экспонаты в ином контексте, ином окружении, с необычным сценографическим решением. Радикальный способ переосмысления постоянной экспозиции придумал еще Петер Нойвер, теперь уже бывший директор Музея прикладного искусства в Вене. Он пригласил известных художников — Дж. Хольцера, Б. Блум, Д. Джадда, предложив поэкспериментировать с пространством залов и экспонированием основной коллекции. Особенно впечатляла сценография Блум — экспозиция из 40 венских стульев эпохи историзма и ар-нуво. Благодаря специальной подсветке, на белых экранах возникают большие тени стульев, порождая эффект магических превращений предмета.
Один из любопытных примеров нового подхода к организации выставок современного искусства — проект «Чудеса» («Wunder») в центрe современного искусства «Дайхторхаллен», в Гамбурге (2011–2012). Ориентированная на специфику современного искусства и участие знаменитых художников, эта международная выставка исследовала чудеса хилеров, необъяснимые природные явления, оригинальные технические новации по экспонатам из разных сфер жизни можно было проследить, как христианство и взгляды на природные явления древних философов повлияли на восприятие чудес. Чудо интерпретировалось как окно в непознанный мир, из которого возникли наука, искусство и технология. Наряду с работами современных художников показывались неожиданные вещи: микроскоп, вотивные картинки, великолепное издание Корана, памфлеты XVI века, вечный двигатель.
В русле подобных перспективных тенденций выставочной практики на Западе следует рассматривать и новый вариант группировки произведений из постоянной коллекции Московского музея современного искусства под названием «Сны для тех, кто бодрствует» (кураторы Андрей Егоров, Анна Арутюнян, архитекторы Сергей Ситар, Алексей Кононенко). Название — цитата из платоновского «Софиста», — по мнению кураторов, является «иконографической метафорой художественного творчества», а также «метафорой оптической».
Тема пятой постоянной экспозиции музея может ввести в заблуждение неподготовленного зрителя. Однако, в отличие от спецпроекта «Экспансия предмета» на третьем этаже, где в залах намеренно нет подписей под работами и экспликаций, чтобы зритель погружался в мир современного искусства через тактильный опыт, посредством вчуствования, здесь все иначе. Стратегия «обучения неофитов» предполагала и подходящее дизайнерское решение, и умные, и познавательные экспликации в каждом из 14 тематических разделов экспозиции («Образ мыслей», «Парадокс изображений», «Искусство памяти», «Миграция образов»), и подписи под работами, разъясняющие замысел автора. Концепция кураторов основывалась на диалоге «Софиста» Платона, которые согласно софистам интерпретировали понятия «бытие» и «мышление» как суть одного и того же. Как отличить подлинное бытие от неподлинного мышления? Как сказано в пресс-релизе, кураторы стремились проанализировать закономерности зрительского восприятия сквозь призму извечной, актуальной и поныне оппозиции истинного и фантомного образа. А потому, помимо сопоставлений, требующих двусмысленной интерпретации произведений, демонстрируются оптические приспособления, географические атласы, реконструкция камеры-обскуры, музыкальные партитуры, документы, экспонаты, связанные с научными изысканиями из московских музеев, библиотек.
Дизайнерам, кураторам не просто работать в пространствах старинного особняка. Тем не менее во многих залах найдены удачные решения. В зале «Миграция образа», словно вылетающий из стены поролоновый мотоциклист Сергея Шеховцова вносит новый масштаб в пространство зала и взаимоотношения представленных там экспонатов.
Каждый зал как тематический раздел оказывается визуальной материализацией темы с помощью неожиданных сопоставлений произведений с предметами, не связанными с искусством. В разделе «Образ мыслей» падающий небоскреб (2007) Павла Пепперштейна; «Футляр ощущений» (1980) Игоря Макаревича; «Песни дикой касатки» (2010) Татьяны Ахметгалиевой соотнесены с партитурой «Прометей» Скрябина, и это рождает странное ощущение постоянно возникающей и разрушающейся, вибрирующей связи времен.
В зале «Стадия тени» представлены «Петроглифы» (2010) Марины Беловой и Алексея Политова. Благодаря специальной подсветке трафареты, имитирующие древние петроглифы, отбрасывают на стены причудливые тени и переносят в далекую эпоху праздника плодородия. Это позволяет поразмышлять о законах восприятия, которые действуют в настоящее время. И включение в таинственную, завораживающую атмосферу кадров фильма с паровозом братьев Люмьер направляет мысль из прошлого в будущее.
В разделе «Магия фетиша» царит Илья Кабаков: его альбом, его портреты, а также посвященные ему работы. Но, как и в других залах, очевидное наполняется иными смыслами благодаря вкраплению научных экспонатов. Раздел «Парадокс изображений», один из самых противоречивых, возможно, является попыткой расширения горизонта восприятия зрителя, инициирован желанием раскодировать сложные трансформации в современном искусстве. И вовсе не кажется странным сочетание диптиха «Предназначение» (2007) Айдан Салаховой с эскизами библейских иллюстраций (1890) Клавдия Лебедева и работами АЕС, Сергея Шутова и фото американских астронавтов на Луне.
Раздел «Идеологические фантазии» хорошо подходит для экспериментирования. Каждый экспонат самодостаточен, но в то же время помогает обнаружить новые нюансы в интерпретации других работ в экспозиции зала, открывает новые векторы размышлений над темой, не снижая значения каждого произведения — вышитых кусочков ткани в работе «Моя Родина. Очертания РФ» (2012) Дмитрия Цветкова; фото «Значок ГТО» (1930) Родченко, работ Алексея Беляева-Гинтовта, фотографической серии Георгия Кизевальтера «Проект новой агиографии» (2011) и географической карты Азиатской части России (1914).
Видеоинсталляция перформанса «Пуля» (2010) Таус Махачевой благодаря своей многозначности могла бы иллюстрировать каждый раздел выставки. На экране автор стреляет из пистолета в песок, затем с мрачной одержимостью начинает выкапывать пулю. Так художник выразил свои размышления о проблеме насилия, агрессии, идентичности и фетишизации.
Завершает экспозицию видео группы «Куда бегут собаки». Падающие сверху картофелины с «глазками» напоминают, что существует множество точек зрения на современное искусство.
Проект «Сны для тех, кто бодрствует» можно рассматривать и как экспериментальную платформу для повышения интереса к современному искусству. Он дает возможность размышлять об открытости современного искусства, о том, что его можно интерпретировать различными способами. Каждый раздел выставки дает повод для рефлексий на заданную тему.
ДИ №6/2013