ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ БИЕННАЛЕ «ИСКУССТВО БУДУЩЕГО»
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ
Остоженка, 16
|
Слухи о большой выставке под названием «Искусство будущего», которую втайне готовила Ольга Свиблова, ходили с начала лета 2021 года. Вскоре просочилась информация, что это будет новая биеннале под эгидой Мультимедиа Арт Музея — про медиаарт, цифровое искусство и т.д. у институции она третья по счету после посвященных фотографии и моде в фотографии. Секретность, хоть и дырявая, это не фигура речи. О проекте, который занял все этажи и залы музея и объединил 60 работ художников со всего мира, впервые было публично заявлено только в конце ноября в интервью Ольги Свибловой The Art Newspaper Russia, менее чем за месяц до открытия выставки. В официальных рассылках МАММ, сделанных перед самым вернисажем, менялось число участников. Происходящее свидетельствовало, что выставка готовилась впопыхах и юридические моменты утрясались до последнего. При этом биеннале запустилась в конце года, видимо, с расчетом поддержать появление которого сигнализировало как раз об уходе «духа» из гиковской, полуинженерной среды, где и родился медиа-арт, а также о возвращении вполне традиционных техник и медиа — от живописи и скульптуры до объектов и инсталляций. С тех пор много воды утекло: постинтернет почил, пришло несколько новых поколений художников, появилось «искусство объектов» и «постсовременное искусство», а практически вся технологичность в художественном мире свелась к примитивному — NFT и производству мемов. В таких обстоятельствах проекты, запрограммированные столь отдаленным контекстом, связывать с будущим по меньшей мере неправильно. Однако Свиблова (она и выступила главным куратором выставки), а также ее соавторы Алексей Шульгин, Анна Зайцева и Мария Лаврова все же позиционируют вариацию на тему утопии начала XXI века как смотр актуального искусства. Вероятно, в поддержке явного анахронизма сыграла роль позиция Шульгина, который считает, что большая часть искусства, пришедшего после нет-арта (художник был частью этого движения) и медиаарта, контрреволюционно и не заслуживает внимания. Снова рискованно. Понятно, конечно, что широкому зрителю — а именно на него ориентируется Мультимедиа Арт Музей — тонкости художественной периодизации и арт-теории неизвестны и малоинтересны. Но ведь профессионалы тоже посмотрят. К тому же, статус биеннале заставляет их вглядываться внимательнее и быть более въедливыми.
Сама по себе экспозиция довольно яркая и зрелищная. Показателен один закулисный сюжет, рассказанный главной героиней публично в ее телеграм-канале. Художницу Анну Ротаенко позвали поучаствовать в «Искусстве будущего». Она предложила четыре проекта для выставки: и саунд-арт, и компьютерную игру, и созданный на основе геймплея фильм, и видео про превращающуюся в нейросеть мать художницы. Все они были отвергнуты кураторской группой как недостаточно спектакулярные. Ради шутки Ротаенко предложила сконструировать розовую надувную клетку под названием The Network («соцсеть»), которая одновременно символизировала бы тюрьму и интернет. Свиблова немедленно согласилась и выделила художнице крупный бюджет. Эта многозначительная инсталляция особо привлекала зрителей на вернисаже, в ней прыгали и модные вернисажные тусовщики, и VIP’ы в пиджаках. Собственно, исходя из принципа «неважно, какое послание несет работа, главное, чтобы весело», выставку и собрали. («Скучные», «заумные» работы тоже есть — например, Валентин Фетисов с постоянно обновляемой инсталляцией-инфографикой, где анализируются интеракции автора с френдами на Facebook, — но это редкость.) Потому экспозиция вышла крайне неровной. Все блестит, двигается, мигает, шумит — вот клей, соединяющий представленную пестроту в единое целое. Конечно, имеются еще развешанные по стенам высказывания великих людей (от Иоанна Златоуста до уильяма Гибсона) о будущем, но такой заход выглядит скорее несмешным анекдотом.
Удивляют сопоставления. Иногда рядом висят совершенно не имеющие точек схождения произведения. Инсталляция коллектива Random International, состоящая из множества двигающихся зеркальных кубиков, абсолютно декоративная работа, соседствует со сложным концептуалистским проектом Михаль Ровнер (формально это тоже геометрическое множество — серии полосок). Близко к методологии Жан-Юбера Мартена, пример реализации которой показывают сейчас в Пушкинском, но у французского куратора подход потоньше. Впрочем, на биеннале в МАММ обнаруживается и более заковыристая сборка, хоть все равно не слишком изящная. Так, видео музыкального перформанса веселой африканской группы Fulu Miziki в экс- травагантных, сделанных из мусора костюмах, включающих маски, распо- лагается на одной стене с интерактив- ными AR-экранами Аристарха Чернышева, где можно «надеть» на себя виртуальные маски, и проектом Екатерины Балабан о гигантской свалке.
С другой стороны, некоторые параллели вполне продуктивны. Помещение с упомянутой инсталляцией Ротаенко опоясывают два темных кинозала с гигантскими проекциями: в первом идет видео Михаила Максимова, во втором — коллектива AES+F. Все три произведения строятся на движениях нескольких тел. у Максимова множество сгенерированных человечков управляются зрителями (достаточно нарисовать геометрическую фигуру на тачпаде, чтобы виртуальные перформеры ее повторили), тогда как видео AES+F — по сути театральная постановка по мотивам сказки о Принцессе Турандот, оцифрованная и доделанная уже в новом формате.
А у Ротаенко случайные посетители создают постоянно изменяющуюся социальную скульптуру. Современный homo sapiens отображен в развитии — трансформация роли человека, инструментализация людей большими структурами и их замена ботами.
Кураторы Мультимедиа Арт Музея уже подумывают по окончании выставки устроить ей тур по России, что ожидаемо: другие выставки и биеннале МАММ активно возит по региональным центрам. Но, наверное, лучше в первую очередь подумать о следующем выпуске «Искусства будущего». Когда на биеннале с таким заголовком и легендой о медиаарте показывается серия картин Павла Пепперштейна, привязанная исключительно за счет слова «будущее» в названии и условно прогностической тематики, это выглядит максимально кринжово. Здесь нет ни будущего, ни, что намного трагичнее, настоящего. |ДИ|