×
Нестандарт
Сергей Гуськов

Как устроена антиретроспектива семьи Инфанте.

«Фамильные ценности»
Музей AZ
до 14 августа. 

 

 

Музей AZ известен экстравагантными решениями и себе не изменяет. Выставка династии Инфанте — художников, работающих в самых разных медиа, — не похожа на стандартную ретроспективу. Дело не только в том, что проект максимально коллективный (представлены работы семи членов семьи трех поколений), но и в построении не через хронологический или типологический принципы, а крайне хаотичном. 

Судите сами. Первый этаж сделан с отсылкой к дому большой семьи. Тут располагается мастерская основателей династии Франциско Инфанте-Арана и Нонны Горюновой, где повешена их фотография и документация проектов разных лет. Классики сразу нескольких художественных направлений — концептуализма, арт-фотографии, кинетического искусства и, как из сегодняшнего культурного контекста выясняется, искусства, завязанного на космистские теории, — они открывают выставку движущимися образами самих себя с фотоаппаратом. Франциско на той же ретроспективе подчеркивает: главное медиа для него — фотография. За (фальш)стенкой от мастерской — детская, в ней младенческие и подростковые рисунки их сыновей Платона и Пакито (Северина), а также внука Тихона. Рядом показываются фильмы, задающие хороший старт осмотру: один, снятый специально к выставке — на мотив «Дома, который построил Джек», — рассказывает о всех носящих фамилию Инфанте, в двух других можно увидеть, что делают выросшие Платон и его второй сын Серафим. А занимаются они постоянным творчеством, с которым густо перемешалась их жизнь. 

На втором этаже силами Платона и его жены Дарьи Коноваловой-Ин- фанте, матери Тихона и Серафима, поддерживается веселая атмосфера. Кругом стоят ростовые фигуры со знаменитой картины Анри Матисса «Танец». По стенам двигаются «тени от них» — проекции, среди которых легко не заметить такие же темные фигуры, но только членов семьи Инфанте, играющих на различных музыкальных инструментах. Этот зал явно устроен не по биографически-топографическому принципу, как первый этаж, а скорее по атмосферно-настроенческому. Вот такие они, Инфанте, как бы сообщает нам выставка: все время хотят танцевать и веселиться, да и собственное искусство, по большому счету, создают с той же целью. 

Экспозиция третьего этажа больше всего напоминает стандартную музейную и ретроспективную. Во-первых, тут крутят фильм, где Франциско рассказывает, как он пришел к своему искусству, чем вдохновлялся и что все это значит. А с противоположной стороны зала можно посмотреть другое видео — слайд-шоу с документацией жизни и творчества старшего поколения Инфанте. Во-вторых, по стенам развешаны две серии работ. Одна, известная ранняя, из 1960-х — графика за авторством лишь Франциско «Проекты реконструкции звездного неба», в которой один и тот же небосвод украшают разные наборы далеких светил, они складываются в линии, шестиугольник, спираль и т.д. Напротив — четыре фотографии другой серии, на сей раз совместной Франциско и Нонны — «Выстраивание знака» середины 1980-х. Один и тот же куст украшается фольгой, чтобы издалека на нем читались квадрат, треугольник, круг и параллельные линии. Этот поистине концептуальный этаж проясняет законы миропорядка в творческой вселенной Инфанте. 

Наконец, на крыше Музея AZ, среди кадок с растениями и мягких диванов, можно снова посмотреть детские рисунки второго и третьего поколений художественной династии — все они показаны в виде слайд-шоу на экране. Кроме того, тут же висят фотографии из серии «Практики света» Северина и его жены Софии Инфанте: в лесу, над ручьем, в поле созданы световые структуры — от простых окружностей до сложных параболических форм. Последний этаж можно считать в выставочной логике лаунж-зоной (которой крыша музея и так обычно служит): тут можно помедитировать и отдохнуть — но с искусством! 

Весь этот творческий беспорядок как ничто другое отражает многообразие семьи Инфанте. Идеальная ретроспектива для них, передающая не букву, но дух. Вообще, большая семья это по определению кавардак. Как в штампах из комедий любой страны Средиземноморья: все бегают и одновременно говорят. Где-то на стыке этого буйства, в намагниченном воздухе и рождается искусство. 

Стоит еще упомянуть, что у выставки сложная самоаргументация. Формально тут сошелся ряд годовщин разной степени юбилейности. В мае 2022 года Музею AZ исполняется семь лет, а выставка семейства Инфанте — 25-й проект подросшей институции. К тому же, патриарх Франсиско Инфанте-Арана, которому в июне исполняется 79 лет, занимается осмысленной художественной деятельностью ровно шесть десятилетий. В этих подсчетах можно немного запутаться, как и в семейных ветвях, поэтому их упоминают вскользь, что несомненно правильно. Долой цифры — работайте дольше! |ДИ| 

 

ДИ 3/2022 

18 июля 2022
Поделиться: