Мартин Гейфорд: МОДЕРНИСТЫ И БУНТАРИ. БЭКОН, ФРЕЙД, ХОКНИ И ЛОНДОНСКАЯ ШКОЛА
Ад Маргинем Пресс, 2022
|
Мартин Гейфорд, художественный критик и журналист, называет свою книгу «коллективным интервью или биографией множества людей», и это довольно точное определение. Героями его повествования стали Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Р.Б. Китай, Дэвид Хокни и другие представители Лондонской школы. Интерес к этим художникам понятен. Год от года произведения Бэкона обновляют аукционные рекорды, а выставка «лондонцев», побывавшая в том числе и в Москве, недавно с шумом прошла в крупнейших городах Европы. Десятилетиями Гейфорд общался с этими художниками и в конце концов сделался для многих из них другом и конфидентом (например, для Дэвида Хокни, соавтора многих его трудов, и Люсьена Фрейда). Этим фактом обусловлены и особенности книги. Она не похожа на научное издание о послевоенной британской живописи, разрывающейся между фигуративностью и абстракцией. Скорее — на дружескую беседу, переросшую в эссе-наблюдение. В русскоязычной среде мы редко встречаем такой тип журналистики или критики. Чересчур активное сближение с художниками считается едва ли не признаком непрофессионализма. Гейфорд же сделал таким образом карьеру. Тем не менее дружба с художниками позволила ему наиболее точно передать дух времени послевоенной Британии и описать пути становления «лондонцев» из первых уст. Хронологически книга охватывает период с конца Второй мировой войны до начала 1970-х, то есть почти два поколения. По словам Гейфорда, это время и место «оказались крайне увлекательными для живописи и живописцев: события, происходившие не так давно и отчасти знакомые нам, но все же, по сути, малоизвестные». Но самое важное, что настоящее издание наконец позволяет разделить отдельные судьбы и художественные стратегии внутри этого искусственного объединения, что, к сожалению, нечасто делают кураторы современных выставок, посвященных Лондонской школе.