Выставка-общежитие.
ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЕЙ И ЦЕНТР ТОЛЕРАНТНОСТИ
Образцова, 11, с. 1А
до 30 октября
|
Кураторка Нина Гомиашвили в рамках исследовательского медиапроекта «Заповедник», организованного фондом «Общественное мнение», собрала в Еврейском музее несколько десятков историй о разном понимании дома. Жилища как родового гнезда, святилища, места памяти; пространства, открытого для гостей и перемещающегося по земле. В выставке приняли участие 12 фотографов, некоторые — Ольга Изаксон, Дарья Назарова, Станислава Новгородцева и Федор Телков — создали серии специально для проекта.
Антропологическое исследование современности с помощью фотографии во многом вытеснено за край текущего художественного процесса. Серии в этом жанре, конечно, делаются, но, судя по отечественной выставочной практике последних лет, институциями и галереями востребованы скорее аллегорические проекты, вроде Ткаченко, а также архивно-исторические наблюдения (условный Мухин) и близкий к моде глянец — последних большинство. Тем и ценна настоящая выставка.
Исследовательская фотография, хоть и создается на грани журналистского расследования, а авторы часто обладают богатым опытом репортажной работы в СМИ, все же не следует массмедийной логике на все сто. Для антропологии важно определенное замедление материала, а не поспешное включение его в новостную круговерть. Можно даже сказать, что в таких фотоисследованиях снимки обретают не столько информационно-разъясняющий характер, сколько, говоря образно, метафизическое измерение. Тут не даются скороспелые ответы, а задается множество вопросов, которые зритель уносит с собой.
География проекта «Чувство дома» обширна — от Таймыра на севере страны до села в Новосибирской области на юге, от Карелии на западе до Еврейской автономной области на востоке. Так, Дарья Назарова рассказывает о цыганских семьях, компактно живущих в поселке Плеханово Тульской области (более 300 домов). Их предки вели кочевой образ жизни в Бессарабии и соседних украинских землях, о чем старшее поколение еще сохранило память. Одна из пожилых женщин даже носит имя Одесса. Но в 1956 году после постановления советского правительства против «бродяжничества» их насильно «заземлили». Цыгане были включены в общий быт и труд с соседями иных национальностей и верований, работали с ними в одном совхозе и ходили друг к другу в гости, несмотря на различия жизненного уклада. Однако в постсоветский период они сильно обособились и частично вернулись к традициям. На портретах Назарова запечатлела своих героев в повседневной жизни и во время подготовки к свадебной церемонии. Резких отличий от прочего населения средней полосы России на снимках не встретить, поскольку не показана какая-либо деятельность, но по сочетанию одежды, общепринятой и отмеченной культурной спецификой, можно, если постараться, уловить трудно различимую историю, скрытую за обычными портретами.
Федор Телков побывал в Северной Осетии, где изучил феномен родового гнезда на примере традиционных башен. Фотограф демонстрирует не только подобные постройки, но и людей, здесь обитающих, а также окружающий ландшафт сказочной красоты — серпантины дорог, окутанные облаками вершины. Кроме того, автор заснял приготовление традиционного украшения праздничного стола (опаленная бычья голова), росписи на воротах и стенах жилищ, конечно же, с изображением гор, современные надгробия, имитирующие образцы из прошлого. Осетинские родовые башни, как сообщает текст к серии, в постсоветский период разбирались и собирались на новом месте заново, а иногда с нуля выстраивались несохранившиеся. Дом здесь живет незримо, готовый то исчезнуть, то появиться.
Другой проект Телкова, расположенный в разделе о ностальгии по дому, рассказывает про Азовский немецкий национальный район в Омской области. Колонии выходцев из Германии существовали в этих местах с XIX столетия. С началом Великой Отечественной войны сюда депортировали немцев из Поволжья. А после распада Советского Союза половина здешних жителей мигрировала в объединившуюся Германию. Чувство дома в данном случае основывалось на сохранении протестантизма и различных реликвий, в частности кухонной утвари, вроде старинных сковородок. Фотограф чередует портреты людей с фактически портретами вещей.
Сюжет, который заснял Юрий Фокин, посвящен хурулам — домашним алтарям калмыков. Он может располагаться на столе, на полке или вовсе в шкафу и включать изображения Будды и святых (вроде Далай-Ламы или бодхисаттв), а также приношения — пищу, благовония, цветы, ритуальные предметы, записанные мантры. Фотографии предков на хурул ставить запрещается. При этом Фокин показывает, что на одном из алтарей имеется даже портрет президента России.
Выставка «Чувство дома» располагается в узком коридоре. Экспозиция решена как стены с панелями, напоминающими полуоткрытые двери и ворота, на которые нанесен текст, и окнами — огромным массивом фотографий. Одновременно многоквартирный дом, синоним страны со множеством проживающих в ней культур и портал в разные эпохи. |ДИ|