×
РАЗДЕЛЯТЬ СВОБОДУ

ИВАН ЕСТЕГНЕЕВ о лаборатории DialogLab и выращивании современных танцоров.

DialogLab не школа, у нас нет системы и учебного плана. Оплата обучения — вынужденная мера. Если бы появилась возможность получить финансирование, то чистота жанра была бы стопроцентной. Сейчас участники лаборатории приходят из разных областей, они открыты к исследованию, которые мы предлагаем в теле, в движениях, в смыслах. Так мы создаем свою среду. DialogLab существует на нескольких площадках — в Москве территория студентов, которые с нами много лет занимаются, у них есть практика движения. В Рузе собираются практикующие хореографы, художники танца, перформеры. Интенсивы, которые мы делаем в Костроме, вроде бы, то же самое, что и в Москве, но обучение идет с тройной интенсивностью. Происходит исследование пределов собственного тела в движении, иногда даже истязание себя на уровне «можешь — не можешь», ну и среда, в которой все вместе живут, общаются.

Моя задача — немного утопическая — создать условия для студентов, чтобы независимо от уровня подготовки они не чувствовали разницу, есть у кого телесный опыт или нет, все это нивелировать. Невыполнимая, но интересная задача. К каждому человеку в этой ситуации относишься как к союзнику. Вообще, нормально начать заниматься танцами, а потом двигаться дальше, переходить в другие школы. Если человек продолжает практику движения, его интересы расширяются, даже отношение к собственной профессии может измениться.

Решив стать художником современного танца, не нужно практиковаться каждый день с утра до вечера. Можно работать с телом, которое у тебя есть, тратить на него то время, которое можешь для него выделить, и при этом получать какой-то волнующий, будоражащий результат.

В работах, которые мы делали в DialogLab, не распознать, кто профи, а кто нет. Для меня это важный момент. Мы ведь не театральный кружок, мы — лаборатория. Практика со зрителями важна, но это не главное. Если цель — зритель, процесс работы должен строиться по-другому: репетиции, иные требования к результату. Мы не должны бояться, получилось ли у нас что-то, и студенты не должны бояться.

Вообще DialogLab — один из лучших проектов над которым я работаю. Понятна миссия, и понятен результат. Это территория на которой мы не ограничены временем, это исследование с людьми, которые доверяют. Финансово такое нельзя измерить. Глобальный смысл лаборатории вместе разделять свободу делать то, что мы хотим. Когда ситуация открытая, благодаря доверию людей и их интересу можешь окрыленно находить и делать какие-то вещи, которые в условиях производства спектакля невозможны. Найденное потом может перейти в спектакль. Многие режиссеры так и работают, находятся внутри одной темы много лет, делают воркшопы, резиденции и т.д. Создать телесный язык невозможно за полтора-два месяца, за которые обычно делается постановка.

У многих складывается ощущение, что DialogLab и подобные самоорганизации дают каждому участнику супервозможности, потому что необходимость быть профессионалом не очевидна. То же самое происходит и в других жанрах. Можно сварить креативный борщ, не будучи кукером. И это не значит, что борщ будет плохой. На насколько ты можешь быть универсальным, опираясь на свое авторское видение, — в этом главный вопрос. Классно, что у каждого есть возможность творчества и каждый может реализовывать свою творческую свободу, неважно, в каком жанре — театре, танце. Вопрос, считается ли это творчество искусством, более сложный.

Текст готовили: Тина Шибалова и Петр Ушанов. 

ДИ 4-2022

 

7 октября 2022
Поделиться: