ГРАЖДАНЕ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ, СЛЕДИТЕ ЗА СОХРАННОСТЬЮ СВОИХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ГАЛЕРЕЯ МАРИНЫ ГИСИЧ
СПб., наб. реки Фонтанки, 121
ДО 19 МАЯ
|
У Владимира Козина давно не было больших персональных выставок в Петербурге. Предыдущая ретроспектива художника «Почувствуй себя птицей» состоялась в 2019 году в Перми в Музее современного искусства PERMM. Хотя, казалось бы, кто, как не он — в 1990-е годы участник Товарищества «Новые тупые», а в нулевые инициатор создания деятельного и в наши дни объединения «Паразит», — смог превратить сумасшедшую экспозиционную активность в групповую стратегию.
Козин, обладающий всеми профессиональными навыками скульптора, — один из немногих последовательных концептуалистов петербургского искусства, обычно обходящего эту традицию стороной. Для нынешнего показа в галерее Марины Гисич из многих вариантов названий художник выбрал необычайно длинное: «Граждане, будьте бдительны, следите за сохранностью своих духовных ценностей». Фраза напоминает о регулярных объявлениях в петербургском метро, отсылаетона и к воззваниям Дмитрия Александровича Пригова, чья выставка в Московском музее современного искусства в 2008 году называлась «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!», и даже к призыву антифашиста Юлиуса Фучика «Люди, я любил вас, будьте бдительны!» Но все же ценности, следить за сохранностью которых в сумках и кошельках граждан настойчиво призывает радиотрансляция в транспорте, навряд ли имеют возвышенное свойство. Козин, признающийся: «Я не произвожу никаких духовных ценностей, я провоцирую зрителя», — явно намекает, что в современной России защита духовных ценностей стала актуальной политической темой.
Три большие проекта, которые покажет художник, не могут поместиться сразу в два галерейных зала, поэтому экспозиция частично сменится через полтора месяца после открытия, превратившись в своеобразный фестиваль искусства Козина. От каждого раздела нынешней выставки тянутся ниточки к прошлым работам художника — по его словам, он не привыктрудиться в проектном режиме только над одной темой и все время обращается к предыдущим и незаконченным вещам.
Первый зал отведен под «Музей для мышей». Механическая мышеловка — пружинный капкан и дощечка размером 10 на 5 сантиметров — давно занимает художника как пластическая задача. В пространстве арт-центра «Борей» он организовал в 2002 году постоянную экспозицию «Мышеловка современного искусства», для которой множество петербургских авторов расписывали или иным образом художественно препарировали этот объект. Теперь в «Музее для мышей» мышеловки достигают метра или больше в размере, и можно представить, что за мышь должна в них попасться. Но ни одна из мышеловок Козина не снаряжена — если в них и есть наживка, то невидимая и символическая, наиболее притягательная для ценителей искусства. Мышеловки разных форм и цветов получили имена мировых звезд современного искусства: Дюшан, Буржуа, Твомбли, Кифер, Бойс, Корнелл, Ротко, Кошут, Тапиес, Лихтенштейн, Джакометти, Кунс и другие, всего 21 объект. За редким исключением вроде обшитой мехом «Мерет Оппенгейм» перед нами не оммажи различным художникам, а скорее путешествие по воображаемому музею. По словам Козина, это — отдание должного тем авторам, которые повлияли и продолжают влиять на него. Постоянный диалог с мировой культурой Козин ведет,все время подавая реплики из своего далекого от приглядности угла, где «жизни мышья беготня».
Музей — наиболее естественное для художника состояние, недаром одна из мышеловок названа «Илья и Эмилия Кабаковы» в честь сосредоточенного на проблеме музейности автора. Играя с масштабом, «Музей для мышей» не просто переносит зрителя в гулливеровские миры, но обращается к понятию «культурной величины». Ведь мышеловка может быть наделена любыми смыслами, и связанные с критикой арт-институций наиболее очевидны. Устроенный Козиным музей еще напоминает эпизод из недавнего прошлого петербургского современного искусства — «Выставка для кошек», устроенная в «Борее» одним из участников «Новых тупых» Вадимом Флягиным. Ее экспонаты были размещены на уровне взгляда кошки в десяти сантиметрах от пола, и чтобы посмотреть их, приходилось уподобиться животному. Внимательность к иным оптикам очень свойственна Козину: «Я хотел заставить зрителя почувствовать себя мышью, но в итоге маленькой мышью стал я сам», — говорит художник, который не поймал и не убил ни одной мыши.
Следующая часть экспозиции названа «Белое на белом» вопреки ее содержанию. Здесь демонстрируются объекты и рельефы из черной технической резины на проволочном каркасе — материал и техника, давно ставшие любимыми для Козина и принесшие ему известность.Основной прием всех этих работ — поп-артистское увеличение размера, но делая их, художник вспоминает абстракции Эда Рейнхардта или Пьера Сулажа. Одна из работ Козина, хранящаяся в собрании музея PERMM, — черный резиновый логотип газеты «Правда». Для нынешней выставки художник выпилил эти знакомые всякому советскому человеку буквы из досок и покрыл белой эмалью. Вокруг этой работы организуется третий раздел, озаглавленный «Постправда». По стенам будут летать дроны с именами героев русского авангарда — Малевича, Татлина, Лисицкого. Воздушные суда принято называть именами деятелей истории и культуры — Козин сколотил из деревянных брусков свою серию беспилотных летательных аппаратов, в которых есть заметная ирония над идеями русского космизма. Псевдосупрематические, по определению художника, работы связаны с событиями последнего года, но дроны Козина не летают и никого не убивают, а наоборот, внутренне защищают автора. Для серии объектов «Линия горизонта» художнику было достаточно остающихся после других работ кусков дерева, фанеры и проволоки. Линия горизонта — понятие с безразмерной метафоричностью (так же, как и мышеловка) — становится у Козина еще одной историей про оптику. В современной ситуации две точки зрения на полностью задокументированное событие могут разительноотличаться, поэтому так необходим «горизонт» в значении широты взгляда. Для его проверки можно воспользоваться приборами и моделями, изобретенными художником, — ведь в ближайшие годы всем нам предстоит перенастраивать оптику. |ДИ|