Сергей Зенкин
IMAGO IN FABULA: ИНТРАДИЕГЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРЕ И КИНО
Новое литературное обозрение, 2023
|
Сергей Зенкин — еще один автор, препарирующий само вещество культуры в широком смысле. Книга Imago in fabula вполне может служить воплощением принципов междисциплинарности: она рассказывает о визуальных образах — картинах, фотографиях или скульптурах — как о действующих лицах литературных произведений и кинофильмов. С одной стороны, это повествование о силе изображений, берущее корни в те времена, когда образы наделялись магической силой, религиозным или политическим содержанием. С другой — внятная попытка пересмотреть существующий подход к подобным явлениям в литературе и кино. Зенкин стремится «связать смысловые функции образа в тексте с опытом его переживания и сюжетного взаимодействия с ним», то есть, условно говоря, синтезирует филологический и искусствоведческий взгляд. Каждое вошедшее в сборник эссе становится иллюстрацией этого парадоксального способа мышления и письма.
Автор прослеживает судьбу образов-«персонажей», начиная с литературных произведений эпохи романтизма. Далее он останавливает свой взгляд на портрете Дориана Грея (его Зенкин рассматривает с точки зрения его «бес-стильности и безличности»),портрете Николая II в «Легком дыхании» Бунина (здесь автора интересует «обмен взглядами между Олей Мещерской и царем на картине») и «Медном всаднике» Пушкина — может быть, наиболее подробно описанном интрадиегетическом образе в истории русской литературы. Эти тексты дополняют рассуждения о природе зрительного образа, устройстве повествований, выстроенных вокруг визуального, и нюансах кинематографического языка Федерико Феллини, Микеланджело Антониони и других.
Книжная полка Татьяны Сохаревой