Майкл Баксандалл
ДЖОТТО И ОРАТОРЫ. РАССУЖДЕНИЯ ИТАЛЬЯНСКИХ ГУМАНИСТОВ О ЖИВОПИСИ И ОТКРЫТИЕ КОМПОЗИЦИИ
Новое литературное обозрение, 2023
Книги Майкла Баксандалла — пример того, что новые оптики могут быть столь же ясными и доступными, сколь и провокационными. Он один из первых начал исследовать произведения эпохи Возрождения с точки зрения общественных устоев и условий производства, обеспечивших их появление на свет. В частности, сенсационным стал его труд «Живопись и опыт в Италии XV века», тоже не так давно появившийся на русском языке. «Джотто и ораторы» ей предшествовали. Это первая книга Баксандалла, выросшая из его докторской диссертации — правда, не защищенной, над которой он работал в Варбурге под руководством Эрнста Гомбриха. Она вышла в свет в 1971 году, так что для русскоязычного читателя — это несколько запоздалое открытие. Тем не менее материал здесь собранный по-прежнему крайне любопытен, а подход актуален. Баксандалл решил посмотреть на «языковой компонент визуального вкуса» — исследовать как гуманисты высказывались о живописи. Таким образом книга родилась на пересечении лингвистических штудий и визуального опыта.
В этом зазоре между словами и изображениями по сей день свершаются открытия. Баксандалл взял за основу период между 1350 и 1450 годами. Правда, до Джотто, вынесенного в заголовок, толком и не добрался. Больше его заботит стиль Пизанелло. Именно он наиболее подробно исследуется в связке с повествовательной традицией, укорененной в гуманистической среде. В этом смысле он шел за Эрнстом Гомбрихом, подогревая интерес научного сообщества к проблеме и природе восприятия. Впоследствии немного иные открытия сделали его знаменитостью в академическом мире, но и настоящая книга вошла в канон новой истории искусства, оформившейся во второй половине XX века — параллельно с общественными и политическими сдвигами.