×
Пианисты-перформансисты
Сергей Хачатуров

Заметки о фестивале классической музыки Pianissimo.

До 16 августа в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде проходит летний фестиваль Pianissimo. Фестиваль существует с 2017 года и зарекомендовал себя как одно из самых респектабельных, модных и интересных мероприятий в сфере классической музыки. 

Его основатель и идеолог Алексей Городнев придумал образ фестиваля, сделав его аналогом дискретных брендов мира моды или, как сейчас принято говорить, «тихой роскоши». Четко, строго и стильно определен состав участников. Это пианисты нового поколения, представляющие различные школы музыки по всему миру. Все они воплощают высокий вкус в исполнительском творчестве. Кстати, и выглядят как лица престижных домов моды.

Фестиваль Pianissimo приглашает пианистов участвовать в трех концертах в трех столицах России: Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде. В каждом городе выбираются залы, отвечающие самым взыскательным эстетам и их ожиданиям. В Санкт-Петербурге это «итальянский просвет» картинной галереи Нового Эрмитажа. Музицировать среди гигантских картин и скульптур итальянского барокко — не только большая честь, но и труднейшее испытание. Своеобразная акустика анфилады картинной галереи требует немалых усилий собрать звук и наполнить им пространство. Помимо этой трудности важно заставить «переиграть» те мощнейшие визуальные впечатления, что окружают и отвлекают зрителя-слушателя концертов. Необходимо пригласить слушателя отрешиться от всего визуального в пользу уникального мира музыки. В этом состязании музыки и музея пианист обязан выступить волевой личностью, уникальным интерпретатором и ярким художником звука.

В Москве концерты проходят в перестроенной знаменитым архитектором Ренцо Пьяно старинной электростанции ГЭС-2. Это совершенно другая площадка: царствуют чистые линии, своды конструктивистского собора. Они настраивают на интеллектуальный строгий стиль общения. Границей становится видимый за исполнителем парковый пейзаж. Диалектика хай-тека и природы обращает к вечному вопросу искусства: что принципиальнее — мастерство, техника или эмоциональная жизнь, полет души?

В Нижнем Новгороде выбрали старинные торговые павильоны нижегородской ярмарки, пакгаузы на стрелке слияния рек Оки и Волги. Дилемма инженерия — романтизм усиливается благодаря, с одной стороны, ажурному плетению красивейших металлических кружев архитектуры пакгауза, с другой — роскошной панораме Нижнего Новгорода, что открывается в вечерние часы за сценой. Музицировать в такой идеальной точке невероятно ответственно. Снова пианист обязан заставить слушать себя и убедить своим уникальным даром.

По мысли организаторов, всем участникам фестиваля предоставлены максимально комфортные условия для раскрытия своих талантов, реализации своих идей. На фестивале отсутствует конкурсная тема. Программы участников летнего фестиваля в основном посвящены музыке романтизма и классике конца XIX — XX века. Брамс, Шопен, Лист сменяют Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Рахманинов, Шостакович. Сличение и сопоставление нюансов интерпретации рождает особое счастье коллекционера драгоценных впечатлений, подобных предметам искусства.

Удалось услышать нескольких участников. В ГЭС 2 программу с импрессионистами, символистами и очень интересной версией неоклассики / модернизма от румынского композитора Дьердя Куртага показал мантуанский пианист Джакомо Тора. Он представил нечто похожее на сеанс гипноза, выступил именно перформансистом, играя Дьердя Куртага на препарированном рояле и выстраивая программу от Листа к Дебюсси, словно прекрасную в движении по световым коридорам картину де Кирико, других мастеров метафизической школы.

17-летний Джан Сарач из Турции играл уже в Новом Эрмитаже, рядом с картинами Луки Джордано, Бернардо Строцци. Нарушая многие конвенции правильного пианизма, Сарач пускал сверкающие фейерверки, экспериментировал с ритмами, репризами и кодами. Молодежный образ виртуального барокко в звуках сонаты Ференца Листа интересно соотносился с эксцентричными картинами барочного мастера Гильельми, в которых фигуры деформированы, а свет лихорадочно трепещет.

К той же си-минорной сонате Ференца Листа обратился на другом эрмитажном концерте итальянец Марко Оттавиани. В фаустовских образах сонаты с беспрерывными темами гигантских стрессов и штормов судьбы Оттавиани выступил уже другим интерпретатором: не экстремальным экспериментатором, а маститым симфонистом. Его тембровая палитра и глубина, красота, объемная мощь звука в самом деле ассоциировались с благородной сумрачной манерой тенеброзо древней готической живописи.

Россиянин Лев Чефанов в многочисленной галерее своих образов от Баха до Шостаковича показал стиль творца звуковых скульптур. Он высекает форму смело, по-юношески бескомпромиссно, упиваясь энергией созидания. В Шостаковиче и Скрябине этот резцовый стиль оказался очень точным.

Такие дерзкие и молодые пианисты-перформансисты выступают на фестивале, что сердцевиной своей выбрал содружество, диалог искусств. Горизонты нового пианизма открываются интригующие.

pianissimolive.com

1 августа 2024
Поделиться: