×
Центр творческих инициатив «Фабрика» 20 лет
Нина Березницкая

АСЯ ФИЛИППОВА: САМАЯ ОТКРЫТАЯ ПЛОЩАДКА
о том, что все интересное происходит в мастерских.

Нина Березницкая: Ася, вы руководите «Фабрикой» уже два десятилетия. Есть ли у вас рецепт, как справляться с постоянно меняющимися обстоятельствами и продолжать делать то, что делаешь?

Ася Филиппова: У меня рецепта нет, но есть у стоиков, даосов и огромного количества мудрых людей. Думаю, важно быть реалистом, но не терять умения мечтать и придерживаться своего вектора.

Березницкая: Если бы вам пришлось писать «отчет о проделанной работе» для самой себя, что в нем было бы сказано?

Филиппова: К счастью, я только перед собой и отчитываюсь, и всегда помню совет одного мудрого старшего друга — делать то, что интересно тебе, не ориентируясь на вкусы других и не расстраиваясь, если они отличаются от твоих. Когда я смотрю на фотографии «Фабрики» до 2010 года, мне не верится, насколько мы ее изменили к лучшему, сколько сделали ежедневным трудом небольшой команды. Уверена, что репутация самой открытой и свободной площадки — заслуженная. Количество показанных выставок впечатляет, и среди них есть уникальные новаторские проекты, такие как выставка молодых художников «Варвары» (2012) под руководством Виктора Скерсиса, одна из первых персональных выставок Александры Сухаревой «Эураурага» (2012), «Ритуалы сопротивления» Анны Титовой, международный кочующий проект Living as Form (2013). В наших мастерских художники сделали работы очень высокого, музейного уровня — можно гордиться тем, что мы бескорыстно помогаем художникам в их работе и радоваться тому, что у нас есть такая возможность. Это и Андрей Кузькин, и Алиса йоффе, и, конечно, Валера Чтак. Несмотря на то что «Фабрику» нельзя назвать бизнес-проектом в чистом виде, а нашу команду вряд ли стоит оценивать в категориях эффективных менеджеров, мы все же абсолютно независимы и довольно успешны с финансовой стороны — наши резиденты, работающие в самых разных областях креативных индустрий, успешно развиваются и растут, предпочитая оставаться на «Фабрике» из-за ее атмосферы и нашей лояльности. Именно благодаря им и за счет их арендной платы мы имеем возможность покрывать все текущие расходы и финансировать свои проекты в области искусства. Все это дает понимание, куда двигаться дальше.

Березницкая: Вы поддерживаете художников, в том числе первыми сделали резиденции для «немолодых» авторов после 35 лет. Расскажите подробнее о программе ваших резиденций и мастерских.

Филиппова: У нас есть две программы: «Художник в резиденции» для авторов, приезжающих в Россию из других стран, и «Фабричные мастерские» для российских. Мы запустили программу резиденций одними из первых в России, начинали с открытого приема заявок и сами отбирали тех, кто приезжал к нам работать. Это давало свободу, разнообразие и возможность знакомства с самыми разными практиками наших гостей от Японии до Ямайки. В какой-то момент мы «остепенились» и перешли на другую модель, заключив контракты с зарубежными фондами и институциями, которые самостоятельно выбирали достойных и оплачивали все расходы по программе, это был период стабильности. Сейчас, в силу ситуации мы склонны вернуться к первой модели, не ограничивая себя определенными странами и ориентируясь на подход «Люди едут к людям». Что касается «Фабричных мастерских», изначально у нас не было возрастных предпочтений, но в какой-то момент мы последовали мудрому совету Елены Куприной-Ляхович: тогда существовало множество программ поддержки и поиска молодых талантов, а после 35 лет все они внезапно и совершенно безвинно оказывались в своеобразной пустыне без грантов и стипендий. Мы решили исправить в меру своих сил эту ситуацию, предлагая им место для работы, некоторую финансовую поддержку на производство заявленного проекта и пространство для его показа. Но, повторюсь, сейчас мне кажется, что показывать проекты в мастерских, а не в выставочном зале зачастую более интересно, органично и эффектно. Именно так получилось с инсталляцией Андрея Кузькина «Молельщики», проектом Марины Фоменко, а мастерская Чтака сама по себе стала инсталляцией — возможно, самой сильной. Кстати, очень хотелось бы сохранить это место в память о Валере.

Березницкая: Сейчас у вас соседствуют самые разные предприятия и инициативы: мастерские, резиденции, музей, театр, издательство, библиотека. На что обращаете больше внимания в последнее время и планируете развивать? И что еще хотелось бы иметь под крылом?

Филиппова: Мы сделали очень много выставок за эти годы. Даже в 2022 году мы не прекратили их показывать, потому что чувствовали, что художникам было важно иметь возможность высказаться. Но сейчас мне хочется пересмотреть работу наших выставочных залов и сделать акцент на события в мастерских художников, studio visits, которые дают возможность коллекционерам, кураторам и всем интересующимся увидеть процесс создания произведений как он есть, не отполированный и лощеный, выставленный на обзор и продажу, а живой и близкий, полный творческой энергии и риска. Хочется организовывать и поддерживать и междисциплинарные коллаборации: художник — театр, художник — музыкант, какие-то новые форматы. По-моему, нам всем не хватает смелого эксперимента. Поэтому в предстоящей сессии конкурса «Фабричные мастерские»(1), номинация «Эксперимент на „Фабрике“» расширится — мы надеемся создать спектакль-инсталляцию и поддерживать проекты на стыке визуального искусства, музыки и компьютерных технологий, такой культурной инженерии.

Березницкая: Какие художественные события или выставки из более 500 прошедших на «Фабрике» за это время, вы можете оценить как самые важные и почему?

Филиппова: Именно этим мы занимались в последние дни — делали выборку лучших выставок для празднования 20-летия. Мы с кураторами установили себе лимит в 20 выставок, и сразу стало понятно, что в него трудно вписаться. Выставки Виктора Скерсиса, «Саркофаг» Валерия Кошлякова (2008), феерические проекты ТО Купидон, чуть ли не единственная в России крупная выставка группы «Что делать» (2014), легендарная «Машина и Наташа» (2009), персональные проекты Хаима Сокола, все, что происходило в пространстве Агентства сингулярных исследований, «Свобода» Лизы Коноваловой (2020), «Карта памяти» Марины Звягинцевой (2019), спектакли Liquid Theatre, прекрасные видео Марины Фоменко (2016), специальные проекты Московской биеннале, сделанные с Сергеем Хачатуровым (2009, 2013 и 2015), — это действительно очень большой список.

Березницкая: Если бы у вас был неограниченный ресурс, что бы вы сделали? И что сделаете в любом случае?

Филиппова: Когда я училась на экономическом факультете, нам говорили, что неограниченных ресурсов не бывает, и пока это утверждение кажется верным. Мне трудно представить такую ситуацию, я в ней никогда не была. Наверное, я бы пригласила прекрасных архитекторов и строителей, чтобы они превратили все помещения «Фабрики» в лучшие мастерские, просторные, полные света и позволяющие делать фантастические работы. Я направила бы ресурсы на поиск кураторов и медиаторов, PR-поддержку, умное и деликатное распространение информации о том, насколько важен и прекрасен процесс творчества и насколько он интереснее, чем потребление. И да — мы в любом случае это же и будем делать, только с учетом бюджетных ограничений.

Березницкая: Есть ли в современном искусстве то, что пора бы упразднить, и на что стоило бы обратить более пристальное внимание?

Филиппова: Я бы не взяла на себя смелость что-то упразднять — пусть все будет, наверное. Хочется дать художникам возможность рисковать, делать что-то странное, без гарантии успеха, в надежде на то, что родится нечто по-настоящему новое. Можно раз за разом воспроизводить проверенные ходы, приводящие к положительному результату, но так никогда не появится что-то свежее, а хотелось бы, чтобы иногда «мир переворачивался» от искусства.

Березницкая: Может ли искусство все еще переворачивать мир? Что из увиденного вами за последнее время способно на это? 

Филиппова: Я часто задаю себе этот вопрос. Мне хочется верить, что да, и к этому нужно стремиться, но, возможно, нас таких — меньшинство. В последнее время я не могу похвастаться такими впечатлениями, да и ситуация не способствует. Мне кажется, такие явления просто не могут пробиться на поверхность, стать видимыми именно потому, что на всеобщее обозрение выставляется то, чему гарантирован успех и принятие. Именно поэтому я стараюсь вглядываться в ниши, будь то мастерские, андеграунд или прочие «неформатные» и неформальные инициативы. Прошлым летом мы показали групповую выставку «Орловский авангард», куратором была Ирина Семкина. Они нигде не могли найти площадку до «Фабрики». Мир не перевернулся, но это было живо и интересно. Эльдар Ганеев сделал свою школу и регулярные выставки этого сообщества. На «Фабрике» активно работает пространство художников «Бомба». Надо искать в студиях и мастерских. |ДИ|

1|

Конкурс «Фабричные мастерские» проходит в четырех номинациях: «Мастерская на „Фабрике“» — победитель получает мастерскую на время подготовки проекта; «Выставка на „Фабрике“» — собственно выставку в зале «Оливье»; «Специальный грант от Пиранези LAB» — печать работ в лаборатории; «Эксперимент на „Фабрике“» — групповые некоммерческие проекты, показы фильмов, работа с сообществами, встречи, беседы, перформативные практики и т.п. Заявки принимаются до 15 января 2025 года.

ДИ 6-2024

 

29 января 2025
Поделиться: