Арт-проспект» наряду с двумя другими петербургскими фестивалями современного искусства — всеми признанным ветераном «Современное искусство в традиционном музее» и недавно возникшим проектом «Критическая масса» — работает с общественными пространствами. Придумали фестиваль в международном культурном фонде «CEC Artslink», существующем в России не первый год и хорошо известном в Петербурге поддержкой проектов, связанных с современным искусством.
|
Литейный проспект — не только «место на карте» в центре города. Так вышло, что один из организаторов фестиваля, Сьюзен Кац живет рядом, этот район постоянно на виду, через дворы Литейного каждый день ходят в магазин и отводят детей в школу. Поэтому придумать что-то для этого пространства, обыграть знакомые места, чтобы жители могли по-новому взглянуть на будничные ландшафты, кажется самым естественным делом. Но то, что понятно для американца, далеко не всегда доступно российским чиновникам.
Уже во второй раз дворы Литейного проспекта должны были преобразиться с помощью современного искусства всего на четыре дня, со среды до воскресенья. В день открытия фестиваля случился скандал: инсталляция Александра Шишкина-Хокусая «Угловые касания», созданная в расчете на пространство двора дома №30, была демонтирована. «Порнографию» узрели в фигурах людей и животных, которые художник выполнил в своей привычной манере — предельно обще очерченные фигуры, поместив кое-где на стыках мигающие лампочки. Ощущение тихой грусти, так хорошо знакомое по русской литературе, которое свойственно многим работам Шишкина-Хокусая, оказывается, способно останавливать «бег времени» даже во дворе рядом с городским проспектом. Странно, что такую реакцию своими работами вызвал художник, известный в мире театра, неоднократный лауреат «Золотой маски». По-видимому, то, на что люди готовы смотреть на сцене, они не хотят видеть в своих дворах.
Хочется думать, что неприятие современного искусства, с которым в этот раз столкнулись организаторы фестиваля, произошло только в одном дворе на Литейном проспекте и останется неприятным эпизодом «Арт-проспекта», тем более что в близлежащих дворах всем художникам удалось выставить свои работы. Арт-группа «У» во главе с Владимиром Лило поместила «Зеленое кресло» на игровой площадке, где объект был обречен на популярность у детей. Ковровая дорожка — один из нещадно эксплуатируемых отечественными художниками в последние годы объектов, гигантскую мебель тоже создавали многие художники. Раскатав рулонный газон и выстроив из него кресло, авторы этой работы сложили два мотива современного искусства и получили объект, которому если чего и недоставало, то, может, только дождевальных установок для вечно зеленого газона.
Александр Морозов занимался во дворах Литейного проспекта традиционным концептуалистским делом — учетом и каталогизацией, создавая свой «Гербарий Литейного проспекта». И казалось бы, очередное повторение известного приема на пленэре получило в условиях фестиваля из-за временности объектов дополнительное, очень трогательное измерение.
Другие авторы предпочли создать в привычном городском пространстве работы чистой формы, доверившись большому опыту в паблик-арте. Не зависящие от места экспонирования, заранее готовые объекты остались обособленными и в пространстве городских дворов. «Плющ» Петра Белого не смог зацепиться за стену, вдоль которой художник расставил вьющиеся на палках зеленые побеги шлангов. Удачнее угадал с темой и масштабом Петр Швецов, сделавший монохромную роспись по кафелю на тему располагавшегося некогда в этом районе литейного пушечного двора. Так же деликатно Александра Гарт высадила под кустом свои «Поганки» из кровельного железа. Эта хулиганская семейка грибов меняла свое место: в первый раз со двора объекты Гарт были изгнаны вместе с работами Шишкина-Хокусая. Сложности были и у других участников фестиваля: Виталий Пушницкий не смог подключить свой «Ночной зонт» к источнику электроэнергии, отчего дерево так и не превратилось в живую лампу, а работа осталась незаконченной.
Путь по Литейному проспекту от одних объектов фестиваля до других — чуть менее километра по прямой. Он пролегал всего через пять дворов и оказался в этом году извилистым не только в прямом, но и в переносном смысле. Оказали ли работы художников воздействие на кого-то из горожан, ставших, вероятно, случайными зрителями, можно будет судить спустя много времени: влияние паблик-арта на образ места в представлении жителей часто важнее самого искусства. Однако многие в Петербурге с нетерпением ждут через два года третий «Арт-проспект»!
ДИ №6/2013