Однажды интервьюер спросил Ман Рэя: «Обозревая свою жизнь, могли бы вы сказать, что вас больше всего удовлетворяло?». «Я думаю, женщины», — ответил художник. Творческую траекторию мастера действительно можно проследить именно через его отношения с женщинами. Он подпитывался ими, поощрял, соблазнял, любил, иногда старался контролировать. И постоянно фотографировал их. С одержимостью. На прославленной фотографии «Скрипка Энгра» (1924) Кики с Монпарнаса, модель, возлюбленная Ман Рэя, предстает в образе экзотической одалиски в тюрбане. Но глаз притягивает не ее стройное тело, а две эфы на ее теле. Обнаженное тело превратилось в «тело» скрипки.
|
Близкий друг Дюшана, Ман Рэй в 1921 году оказался в Париже, где добился огромного успеха. Он писал картины, делал объекты, снимал фильмы. Он был хорошим живописцем, его кубистские полотна сравнивали с лучшими холстами Пикассо и Брака. Но ценили его прежде всего как блестящего фотографа-портретиста и экспериментатора. На выставке «Ман Рэй. Портреты» в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлено более 100 снимков из Национальной портретной галереи Лондона и других зарубежных музеев и частных собраний, объединенных в три раздела согласно периодам творчества мастера: «Нью-Йорк», «Париж», «Голливуд». Художники, писатели, режиссеры, архитекторы, музыканты, актеры: Шенберг, Ле Корбюзье, Пикассо, Сати, Эйзенштейн. Для каждого на фотопортрете Ман Рэй находил неповторимую позу, жест, движение, подходящий аксессуар. Никакого напряжения, скованности. Поражает естественность, непринужденность его моделей (Стравинский, Пикассо).
Одна особенность делала Ман Рэя таким хорошим фотографом (поэтому с ним работали модные журналы): он никогда не рассматривал свои модели как объекты для манипуляций ради художественных эффектов, стремился передать их индивидуальность, понимал, как они хотели выглядеть, учитывал их поведение в обычной жизни. Ава Гарднер на портрете выглядит такой, какой предстала перед мэтром: уравновешенной, уверенной в своем профессионализме, знающей себе цену. Один шедевр особенно восхищает на выставке: соляризированный профильный портрет Ли Миллер (1924), модели, фотографа, художницы, возлюбленной мэтра. Ее волосы выглядят как шлем из чеканного золота: авангардистская техника успешно сочетается с классической вневременной красотой. Увлеченным экспериментатором предстает Ман Рэй и в серии автопортретов разных лет. Он создал свой стиль в фотопортретах, так мастерски работал со светом, достиг таких высот гуманизма и глубины в фиксировании характерных особенностей своих персонажей, что его пытались копировать, но это мало кому удавалось. И еще. Он был настоящим романтиком. И в фотопортретах ярко продемонстрировал это.
Знаменитости на его снимках — не только «документы» эпохи. Их яркие изображения свидетельствуют, как его модели проецировали, позиционировали себя в культурных и художественных кругах.
ДИ №6/2013