×
Фрист — малый музей Нью-Йорка
Эдвард Рубин

Центр визуальных искусств «Фрист», также известный как музей настолько маленький, насколько это можно себе представить, с момента своего открытия 12 лет назад в Нэшвилле, штат Теннесси, организует крупные выставки.

Расположенный в прекрасном офисе начала 1930-х годов центр — своеобразный ответ на появление таких больших музеев, как МоМА. Среди последних его выставок следует назвать «Сказки, монстры и генетическое воображение», которую затем с успехом показывали в Канаде. Куратором ретроспективы «Кэрри Мэй Вимс. Три десятилетия фотографии и видео» стала Кэтрин Делмез, защитившая диссертацию по творчеству этой афроамериканской художницы. Красивая, провокативная и своевременная выставка задумана как передвижная и после центра «Фрист» будет демонстрироваться в Музее искусств в Портленде, Музее искусства Кливленда, Музее Гуггенхайм. Кэрри Мэй Вимс интересуют проблемы расы, гендера, классовых реалий, идентичности, культуры, истории, власти и исследования того, чем был человек в прошлом и настоящем. «Следует подчеркнуть, что темнокожие, — сказала она в интервью, — существуют в облаке невидимости, их не замечают. Это также является важным моментом моего творчества. Несмотря на большие социальные изменения, которые мы пережили в последние годы после избрания Барака Обамы, жизнь большинства афроамериканцев остается невидимой».

Выставка позволяет проследить жизнь художницы как историю существования афроамериканцев в стране. Открывает выставку «Семейные картины и истории», 1978–1984, первая крупная фотографическая серия художницы. С помощью изображений с текстом и аудиозаписей она рассказывает о жизни своей семьи, обосновавшейся в Орегоне. «Чем бы я ни занималась, я всегда мысленно веду диалог с собой, — сказала Вимс на открытии выставки в центре «Фрист». — Кто мы? Что делаем вместе? Как мы пробираемся через сложные лабиринты жизни? Я вновь и вновь обращаюсь к этим вопросам и каждый раз анализирую их под другим углом зрения». В поисках ответов Вимс путешествовала по миру, начиная с того момента, когда в 1974 году взяла в руки фотоаппарат своего друга. Серия «Остров в море» (1992) представляет собой документацию жизни сообществ чернокожих Gullah на побережье Южной Каролины и Джорджии. Благодаря полуизоляции, они сохранили многие африканские обычаи и верования. Серии «Берег рабов», «Африка» (1993) были созданы во время путешествий по городам Ганы, Сенегала и Мали, когда автор изучала «архитектуру рабства» — в крупных поселениях вдоль торгового пути, по которому отправляли рабов. На фотографии «Мечты о Кубе» сделан акцент на повседневной жизни кубинских мужчин и женщин, их труде дома и на работе. На этих снимках часто появляется сама художница в длинном платье, по которому ее можно узнать во многих сериях.

В «Странствовании» (2006) Вимс открыто оперирует трагедийными историческими персонажами, в частности предстает в образе Беатриче Данте. В длинном черном платье, всегда обращенная к зрителям спиной, она проводит нас через лабиринты Рима. Мы оказываемся перед грандиозными монументами и внушающими страх сооружениями для представителей власти и можем задуматься о происходивших в истории катаклизмах и нашем месте в ней. А в серии «Музей» вместе с автором мы стоим перед фасадами великих музеев мира.

В своих произведениях Вимс размышляет о художниках-чернокожих, женщинах и других творцах, лишенных гражданских прав, чье искусство было маргинализированным в глазах мирового художественного истеблишмента. К этой теме Вимс впервые обратилась в провокативной серии «Это не типаж Мане» (1997), в которой она критикует манеру белых мужчин-художников, мастеров канона, создавать в своих картинах эталонный тип женской красоты. В этой серии автор предстает в качестве модели художника: либо одетой в тонкое прозрачное белье, либо лежащей обнаженной на кровати.

В большинстве ее работ акцент сделан на проявлении расизма в современной культуре. В серии постановочных фотографий с текстом «Шутка» (1988), художница иллюстрирует расистские шутки, не считаясь с политкорректностью. Так, на одной фотографии знаменитая чернокожая женщина Дайана Росс рассматривает себя в зеркале, за ней видна белая женщина. Фото сопровождает текст: «Смотрящая в зеркало чернокожая женщина спрашивает: “Зеркало, скажи, кто на свете всех прекрасней?” Зеркало отвечает: “Белоснежка, а ты — черная ведьма и не забывай об этом!”» Хотя фотография была основным видом творческой деятельности Вимс, на выставке также демонстрируются ее видео и инсталляции. В видео «Африканский шик» (2009), снятом на выставке современной моды, она остроумно обыгрывает популярную в 1960-е годы фразу. «Темнокожий прекрасен». Фотография Анджелы Дэвис в период ее радикальной деятельности используется как фон для видео. Спортивного типа, как и все модели, она сотворила свой африканский тренд.

В одной из трех инсталляций на выставке «Ритуал и революция» (1998) зритель проходит между низко развешенными прозрачными муслиновыми баннерами с изображениями исторических памятников, известных местах борьбы за равноправие, как Версаль и Эрмитаж. Изображение сопровождается ее звуками и голосом, рассказывающим историю поражений и побед в сражениях за свободу.

Самая болезненная и завораживающая работа Вимс «Отсюда я увидела, что произошло, и закричала» (1996) — мощное обвинение в негуманном отношении. Ранние дагеротипы с изображениями африканских рабов XIX– XX веков Вимс перефотографировала, увеличила и окрасила в красный цвет. Каждое изображение дополняют дерзкие клеветнические фразы, например, «Единственное, что мог бы сделать ниггер, — это начистить до блеска мои башмаки» (высказывание Э. Пресли. — В. Х.-М.), и другие, выявляющие огромную дистанцию между миром темнокожих и белых.

В «Цветных людях» (1990), серии окрашенных от руки фотографий маленьких детей, художница прославляет разнообразие цвета кожи с многочисленными оттенками черного у афроамериканцев, в то же время указывает на существование системы каст, основанных на различиях в цвете кожи. Каждый портрет имеет свой цвет: «Печальная синяя девушка», «Синий, черный мальчик», «Золотая, желтая девушка». В серии «Медленное исчезновение черного» (2011) едва обозначенные изображения знаменитых афроамериканских актрис, от Жозефины Бейкер до Марион Андерсон и Нины Симоны, намеренно представлены не в фокусе.

Завершает выставку одна из самых красивых и значительных серий — «Разговор за кухонным столом» (1990) из 20 блестящих фотографий, 14 панно с текстами про историю современной чернокожей женщины. Текст по простоте и лаконизму напоминает роман «Три жизни» (1909) Гертруды Стайн (в котором писательница экспериментировала с формой и языком) и излагает события, в которых Вимс ведет поиск своей идентичности. Действие фильма происходит на кухне, где за столом сидят мужчина, дети и подруги. Фильм заканчивается тем, что художница, сидящая за столом, рассказывает, как после пережитых испытаний и страданий она стала независимой, самоуверенной, сильной и одинокой.

Перевод с английского Виктории Хан-Магомедовой

​ДИ №6/2013

12 декабря 2013
Поделиться: