Мультикультурализм как явление порождал дискуссии не только в эпоху своего становления в качестве государственной политики в 1960-е в Канаде и позже, в 1970-е, в Австралии, но и в других странах, начавших применять некоторые меры для комфортного пребывания на своей территории как можно большего числа представителей разных народов.
|
Глобальный мир в условиях усложнившихся миграционных потоков все чаще сталкивается с проблемами, носящими нацио- и этнохарактер. «Общее общество» из представителей разных народов так и не сложилось, и социологи сходятся во мнении, что оно недостижимо в принципе. Критика мультикультурализма доносится главным образом из стран Западной Европы, имеющих многовековую историю, национальная среда там формировалась еще в эпоху возникновения национальных государств. В то же время государства изначально иммиграционные (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), где традиция регулирования социальных отношений имеет долгую историю, продолжают придерживаться идеологии декларируемого многообразия.
Часто под прикрытием программы мультикультурализма политические проблемы взаимодействующих обществ и сообществ отодвигались на второй план, правительства питали надежду, что, уделив большее внимание возделыванию единого культурного поля и контактам представителей социума, можно смягчить противоречия. Тем не менее мультикультурализм всегда был и остается не только политическим проектом. Современные мегаполисы предоставляют городскому жителю спектр возможностей изучения иностранной культуры, максимально близкой к оригиналу, а мигрантам на чужой земле в разнообразной социальной среде получать опору в элементах родной культуры.
Национальные культурные центры — уже привычное явление во всех мегаполисах и столицах. В Москве их свыше 30 со всех частей света.
В области современного искусства наиболее активны представительства европейских стран, национальная культура всегда была их визитной карточкой, а современное искусство поддерживалось и обществом, и государством. Британский совет, Французский институт, Итальянский институт культуры, Институт Сервантеса (Испания), Швейцарский институт «Про Гельвеция», Чешский центр, Словацкий институт и другие «бастионы национальных культур» создают культурное разнообразие в городе. Некоторые культурные центры функционируют по модели публичной библиотеки. Способы работы с аудиторией могут сильно различаться: от курсов изучения языка и специальных вечеров для носителей культуры до масштабных культурных проектов государственного уровня. Перекрестные года — реализация политики мультикультурализма. Эта практика существует в России с 2009 года, когда прошел Год России — Болгарии. Затем были Китай, Франция, Италия, Испания. 2013-й проходит под флагами австрийской, немецкой и голландской культур. Следующим будет Год России — Великобритании.
Австрия
Австрийский культурный форум давно и успешно функционирует в Москве на ниве современного искусства. Выставка художников, дизайнеров и архитекторов «Австрия, давай!» в Музее архитектуры им. А.В. Щусева стала одним из самых заметных событий 2011 года (ответ на выставку современного российского искусства «Давай!», организованную венским музеем МАК в Берлине и Вене в 2002 году), на следующий год успех продолжил художественно-научный проект «Пыль» в «LABORATORIA Art&Science Space». Форум устраивал специальные проекты в рамках 4-й Московской биеннале современного искусства и 33-го ММКФ, Музыкальный фестиваль «Vienna Art Night» в Манеже стал одним из самых ярких событий «Ночи в музее-2013». А в московской квартире директора центра и атташе по культуре Австрии Симона Мраза (одна из самых публичных фигур зарубежных культурных представительств в Москве) в Доме на набережной прошла уже не одна выставка и летом 2014-го откроется очень личный проект «Найти себя: на границе самосознания и воображения» — о том, как мы представляем себя сами и какими нас видят другие, в котором примут участие австрийские и российские художники. Австрийский культурный сезон 2013/14 — самый крупный фестиваль австрийской культуры в России, он проходит во многих городах страны, в Москве он представлен серией событий — от камерных до музейных. Это и персональная выставка Эрвина Вурма на Винзаводе в сентябре, и специальный проект 5-й Московской биеннале современного искусства «Ленин: Ледокол» (Мурманск — Москва — Линц), и презентация австрийских участников 8-й Ширяевской биеннале (Самара), и выставка «Desiring the Real. Austria Contemporary» о «параллельных» реальностях, организованная совместно с ГЦСИ и фондом «Екатерина», которая летом 2014 года пройдет в Москве и Нижнем Новгороде, а также классическая и современная музыкальная, кино- и театральная программы в разных городах страны.
Германия
Культурный институт Федеративной Республики Германия (Гете-институт) функционирует в России уже 20 лет и представлен тремя центрами: в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Год России — Германии 2012/13, завершившийся в конце июня, включал среди прочих событий первую в России выставку художницы и перформансиста Ребекки Хорн (см. ДИ № 4, 2013), работающей с темой нацизма, получившую широкую известность благодаря куратору Харальду Зееману, а также одну из самых серьезных выставок последнего времени, состоявшуюся в Музее экранной культуры в Манеже — «Размышления о смерти», исследование табуированной темы старости и конца жизни. Гете-институт поддерживает ряд проектов в области современного медиаискусства. Например, недавнюю выставку «Расширенное кино-3: Мокьюментари. Реальности недостаточно» в рамках XIV Медиафорума в ММОМА на Гоголевском бульваре. В парке Горького при участии института была установлена инсталляция «Исчезающая стена», подготовленная совместно со студентами МАРХИ. Объект состоял более чем из пяти тысяч деревянных брусков с нанесенными на них цитатами немецких философов. Философские мысли очень быстро разобрали.
Заключительным аккордом перекрестного года стал концерт классической и современной музыки в Музее А.С. Пушкина в Москве. И уже совсем скоро начнется новый долгосрочный проект — Год немецкого языка и литературы и Год русского языка и литературы 2014/15.
Нидерланды
Голландский образовательный центр «Nuffic Neso Russia» можно определить в основном как организацию по сотрудничеству в области высшего образования. Центр располагается, возможно, в самом мультикультурном месте в Москве — в здании Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы на Николоямской, 1 (где находятся также канадский, американский, британский, французский, болгарский, азербайджанский, иранский, японский и еврейский центры).
Со второй половины 2013 года проводится перекрестный год России — Голландии. В рамках межгосударственного сотрудничества, которое в этом году, помимо культурного, носит еще и экономический характер, состоялась выставка молодых фотографов «Still/Life — современная голландская фотография», представленная музеем «Foam» в МАММ. Участвующие в проекте художники переосмысляют классический для Голландии жанр — натюрморт (далее выставка отправится в Пермь и Нижний Новгород).
В сентябре на «ArtPlay» открылась выставка российских и голландских художников «Space of Exception» («Пространство исключений»), в которой авторы размышляют о реальности и существующих в ней образах, зачастую ей не соответствующих. Специальная программа для голландского павильона на 5-й Московской биеннале современного искусства подготовлена центром совместно с российским куратором Еленой Сорокиной. Здесь же в октябре в рамках «Медиаудара» будет представлена выставка активистского искусства «Музей голландского протеста». Также в сентябре в ГТГ начала работу выставка известного голландского художника Пита Мондриана «Путь к абстрактному искусству», призванная расширить представление российских зрителей о творчестве этого автора, она станет крупнейшей за все время у нас в стране. В октябре на Винзаводе будет представлен «Сочинский проект» — документальная фотовыставка о противоречивой ситуации вокруг Сочи и соседних районов Кавказа. Фотографы Роб Хорнстра и Арнолд ван Брюгген покажут альтернативную историю развития региона. Проект уже отмечен несколькими премиями на фестивалях, среди которых «Magnum Expression Award 2011» и «World Press Photo Award 2012». В рамках культурного года состоится ряд проектов, связанных с голландским театром, например, выставка «Голландские мечты о Шекспире» в Театральном музее им А.А. Бахрушина, на которой будут показаны миниатюрные костюмы XVI века, запланированы также выступления голландских театральных коллективов на различных фестивалях. 2013-й — год российской и голландских культур, организован в честь столетия первой кафедры русского языка в старейшем голландском университете в городе Лейден.
ДИ №5/2013