ДИ регулярно рассказывает читателям о московских музеях. Сегодня мы представляем музей Глинки. Это крупнейшее в мире собрание музыкальных инструментов, нотных и литературных рукописей, исследований по истории культуры, редких книг, нотных изданий, автографов, писем, документов, связанных с жизнью и творчеством деятелей русской и зарубежной музыкальной культуры. Его сотрудники ведут исследовательскую работу, занимаются поиском, введением в научный и культурный обиход неизвестных, забытых или неатрибутированных произведений, автографов, музыкальных имен. Музей издает нотные и литературные рукописи, эпистолярное наследие музыкантов.
В состав Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, помимо главного здания на улице Фадеева, входит шесть отделов (филиалов): Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера, Музей-квартира Н.С. Голованова, Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина, Музей С.С. Прокофьева, Музей «П.И. Чайковский и Москва» и Госколлекция. В ближайшем будущем после реставрации откроется еще один отдел — Дом-музей С.И. Танеева. Ни в одной стране мира нет музыкального музея подобного масштаба.
На вопросы ДИ отвечает генеральный директор Всероссийского музейного объединения имени М.И. Глинки, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Аркадьевич Брызгалов.
|
ДИ. В чем специфика музеев музыки и Музея музыкальной культуры?
Михаил Брызгалов. За пять лет работы здесь я убедился, что музеи музыки гораздо менее известны, чем художественные. Когда мы интересовались у коллег, сколько музыкальных музеев в нашей стране и что в них происходит, собеседники часто затруднялись ответить. Мы стали собирать информацию о том, сколько институций в мире занимается музыкально-культурным наследием, какие из них самые известные. Сначала нашли пятнадцать музеев, там нам подсказали еще пятнадцать. Оказалось, что музеи не общаются между собой. В две тысячи девятом году под эгидой нашего музея была создана Ассоциация музыкальных музеев и коллекций (АММиК). В следующем году к ней присоединились Азербайджан, Украина, Казахстан, Белоруссия. На сегодняшний день в нашей ассоциации сорок шесть музеев, тогда как в мире работают около сорока музеев музыки, не считая музеев России и стран СНГ.
Есть международный комитет музеев и коллекций музыкальных инструментов в составе ICOM — Международного совета музеев. В одиннадцатом году в Париже мы впервые представили на встрече членов ICOM нашу Ассоциацию. Чтобы познакомиться с музеями мира, определящими музейную политику, мы посетили музеи Рима, То-кио, Нью-Йорка, Барселоны Парижа, Брюсселя... На это ушло два года. Изучая международный опыт, мы хотели найти ответы на вопросы, каким должен быть современный музей музыки, какие сегодня существуют тенденции музейного дела? В основном это по-прежнему музеи музыкальных инструментов, других фондов не так много. Фонд объединения самый крупный — около миллиона единиц хранения. В нашем собрании есть авторские фонды великих композиторов — Рахманино-ва, Чайковского, Шостаковича... У нас хранится, например, первый электронный инструмент, изобретенный русским физиком и музыкантом Львом Терменом в девятнадцатом году прошлого века. И единственный экземпляр инструмента, созданного русским инженером Евгением Мурзиным в конце тридцатых годов, — первый в мире фотоэлектронный синтезатор АНС, названный в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. АНС звучит в фильмах «Солярис», «Бриллиантовая рука» и других. Этому инструменту посвящена наша специальная музейная программа с участием композитора Станислава Крейчи, долгие годы работавшего вместе с Мурзиным. Недавно мы проводили перформанс, во время которого на глазах у публики художница создала композицию, переложенную с помощью АНСа на музыку.
Мы учитываем и опыт институций современного искусства, которые занимаются музыкой. Таких, например, как Центр Помпиду. Так, в «Ночьв музее» художники проводили у нас акцию, связанную с популяризацией современной музыки, это повышает интерес и к музею в целом. На «Ночь в музее» нас посетили четыре тысячи шестьсот человек, ежедневно более тысячи пользователей Интернета заходят на наш сайт. Их мы тоже считаем посетителями музея.
ДИ. Музыкальные инструменты, которые у вас представлены, можно услышать?
Михаил Брызгалов. Молчащий музей музыки — это проблема, которую мы стараемся решить. Музыкальные инструменты сами по себе очень красивы. Они могут быть эффектно поданы. Но чтобы их послушать, до недавнео времени нужно дождаться экскурсовода. Сейчас есть возможность включить аудиогид, где не только рассказ об инструменте, но и запись его звучания. Это позволяет нашему музею полностью соответствовать мировым стандартам. В барселонском музее, когда входишь в определенную зону, все начинает звучать без участия музейного смотрителя. Другой образец — венский музей, обладающий очень маленькой, но важной для города, страны и всего мира коллекцией. Великих венских композиторов Моцарта, Бетховена, Штрауса представляет аудиогид на всех языках: японском, китайском, русском… О них рассказывают живым языком, без специальной терминологии. Научные тексты при желании всегда можно прочитать в книгах, в Интернете. Инструменты из коллекции музея обязательно должны звучать. Три года назад наш музей пополнился Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов, созданной в двадцатых годах при участии А.В. Луначарского, крупнейшим собранием струнных смычковых инструментов мастеров разных стран и эпох, среди которых шедевры Амати, Страдивари, Гварнери, Амати. Все эти инструменты регулярно звучат на наших концертах, их также можно услышать в выступлениях известных и молодых музыкантов во время концертов и участия в международных конкурсах.
В Прокофьевском зале Центрального музея музыкальной культуры установлен орган немецкой фирмы «Schuke» (Потсдам), а фойе главного здания украшает старейший российский орган работы немецкого мастера Фридриха Ладегаста, который также звучит в концертах. Сегодня приходится решать и вопрос реставрации музыкальных инструментов. Проблема в том, что профессия реставратора музейных инструментов сегодня исчезает, поэтому мы большое внимание уделяем работе с молодежью, предпринимаем шаги по открытию отделений реставраторов музыкальных инструментов.
ДИ. В восьмидесятые годы для вашего музея было специально построено здание. Насколько оно соответствует современным представлениям о музее и подходит ли для проведения музыкальных вечеров, которые вы организуете?
Михаил Брызгалов. В настоящее время не хватает, к сожалению, самого главного — хорошо оборудованных фондохранилищ, выставочных залов. Площади, которые есть в избытке в этом здании, — это, конечно же, фойе второго и третьего этажей, они очень нравятся посетителям, но ведь фойе не является основным музейным пространством. Нам приходится в этом помещении постоянно что-то модернизировать и совершенствовать. Кроме того, у нас запланировано строительство нового здания на улице Фадеева. Мы активно готовимся к реализации данного проекта, где, я надеюсь, удастся многое предусмотреть и в новом здании будет все, что необходимо для функционирования современного музея.
ДИ. В Париже, в музее на набережной Бранли, коллекцию музыкальных инструментов архитектор разместил в центре здания в прозрачном цилиндре, который огибает лестница, и таким образом весь фонд открыт зрителям. Какой процент экспонатов участвует в экспозиции вашего музея?
Михаил Брызгалов. На сегодняшний день в нашей постоянной экспозиции представлено около трети фонда музкальных инструментов. Она постоянно обновляется, учитывая интересы посетителей и следуя музейным правилам: тот или иной предмет может находиться в открытом доступе только определенное время, потом он должен быть отправлен на «отдых», в хранилище. Сейчас наша коллекция представлена не хуже, чем в других, известных в мире музеях. Мы проводим выставки в регионах нашей страны и за рубежом. В показе всей коллекции нет необходимости, кроме того, это противоречит музейным правилам, так как экспозиция должна периодически меняться, обновляться.
ДИ. Какие временные выставки проводит музей, как часто обновляется постоянная экспозиция «Музыкальные инструменты народов мира»? Связаны ли тематически экспозиция и концертная программа?
Михаил Брызгалов. Экспозиция обновится к тому моменту, когда Москва будет принимать участников Международного комитета музеев и коллекций музыкальных инструментов Международной музейной организации ICOM, в пятнадцатом году. В позапрошлом году сессия проходила в Париже и Брюсселе, в прошлом — в Нью-Йорке, в нынешнем — в Оксфорде. В следующем году планируется интереснейшая сессия, которая шесть дней будет проходить в четырех странах — Финляндии, Дании, Швеции и Норвегии, а в две тысячи пятнадцатом в Москве и Санкт-Петербурге. К этому же времени планируем обновление экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира». В конце нынешнего года объявим конкурс, чтобы как можно большее количество специалистов приняло участие в ее обсуждении. Новая экспозиция должна быть усоврешенствована мультимедийными продуктами. Мы отличаемся от многих музеев еще и тем, что у нас есть возможность извлечь музыкальный инструмент из витрины, передать его в руки исполнителю и услышать его звучание. Такие концерты — неотъемлемая часть нашей работы. Мы стараемся, чтобы все, что мы представляем публике, соответствовало основным направлениям деятельности нашего музея. Абонементный цикл концертов Татьяны Зенаишвили, одного из главных специалистов по старинным клавишным инструментам в нашей стране, уже сегодня можно было включить в Книгу рекордов Гиннесса. Пятнадцать лет она проводит «Клавесинный салон», где произведения играют на разных инструментах коллекции нашего музея. Зенаишвили занимаетсяся исследовательской работой и находит все новые и новые произведения для этих инструментов.
Пример объединения музейной экспозиции и концертной программы — выставка «Два великана. Взгляд из XXI века», посвященная стосорокалетию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова и Федора Ивановича Шаляпина. Этапы творческих биографий музыкантов иллюстрируют на выставке свыше шестисот экспонатов, портреты (живопись, графика), эскизы декораций и костюмов к оперным постановкам, над которыми они вместе работали, рисунки, фотографии, афиши и программки, рукописи. Многие экспонаты были предоставлены ведущими российскими музеями. На выставке демонстрировались также кадры хроники, документальные фильмы о Рахманинове и Шаляпине.
К выставке «Два великана» мы подготовили программу нового формата — экскурсию-концерт. По четвергам, когда музей работает до девяти часов вечера, посетителей ждет обзорная экскурсия по выставке и концертная программа из сочинений С.В. Рахманинова и произведений из репертуара Ф.И. Шаляпина. Те, кто не имеет возможности посетить экскурсию-концерт, могут прийти на выставку «Два великана» и воспользоваться нашей технической новинкой — аудиогидом с картой-навигацией. Карту выставки посетители могут забрать на память в качестве сувенира.
ДИ. Музей располагает современной студией звукозаписи, какие задачи она помогает решать?
Михаил Брызгалов. В музее музыки студия звукозаписи — особая структура. Музеем издано несколько дисков с «голосами» наших музыкальных инструментов и «озвученными» партитурами русских и зарубежных композиторов, которые хранятся в наших фондах. Все интересное, что происходит сегодня в музее, мы стараемся зафиксировать в видео- и аудиозаписях с хорошим звуком…
В Москве много студий звукозаписи, но некоторые музыканты предпочитают делать записи именно в нашей, потому что у нас замечательная акустика зала и мы постоянно работаем над совершенствованием оборудования.
ДИ. Насколько востребован нотный фонд музея?
Михаил Брызгалов. К нам обращаются как отечественные, так и зарубежные исследователи, в поисках того или иного автографа, или редко исполняемого (либо вообще не исполняемого) произведения. Сегодня помимо картотеки, находящейся в нашем читальном зале, существует электронный каталог, куда уже внесена большая часть наших фондовых материалов. В апреле двенадцатого года состоялось концертное исполнение оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина в авторской редакции. Эта редакция находится в фондах нашего музея. Клавир увидел свет благодаря совместным усилиям творческих коллективов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки и Московского музыкального театра «Геликон-опера», был выпущен в апреле этого года в издательстве «Классика — XXI» при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
Выход в свет клавира оперы «Князь Игорь» Бородина стал свидетельством того, что цели и задачи музейной работы — не только собирать и хранить рукописи, документы и прочие артефакты мировой музыкальной культуры, но и обеспечивать их выход в свет в виде исследований, научных изданий, экспонирования на выставках.
ДИ. Есть ли в вашем собрании коллекция произведений изобразительного искусства?
Михаил Брызгалов. Гордостью фонда изобразительных материалов музейного объединения являются полотна В. Перова, Н. Ге, М. Врубеля, И. Левитана, К. Коровина, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна, эскизы декораций к оперным и балетным спектаклям Н. Рериха, А. Бенуа, Ф. Федоровского, В. Рындина… Один из музеев объединения — Музей-квартира Николая Семеновича Голованова, выдающегося музыканта — дирижера, пианиста, композитора, педагога. Его называли главным дирижером Советского Союза. Он был дирижером Большого театра, а также художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Николай Семенович, помимо уникальной библиотеки (насчитывающей более трех тысяч томов), оставил прекрасную коллекцию произведений искусства: картины, этюды, рисунки И. Айвазовского, А. Васнецова, В. Верещагина, А. Головина, П. Кончаловского, М. Нестерова, Л. Пастернака, В. Поленова, К. Юона и других известных русских художников. В головановское собрание входят также русские иконы шестнадцатого — девятнадцатого веков, картины мастеров голландской школы шестнадцатого века, итальянской школы восемнадцатого столетия.
ДИ. Какие художественные выставки вы проводите?
Михаил Брызгалов. За последнее время состоялась выставка «Музыка всегда со мной» художника-сценографа Марины Соколовой; две выставки Светланы Богатырь; выставки Бориса Мессерера «Магия танца», «Восток Таира Салахова в музыкальном интерьере», «Живопись музыки» (посвященная творчеству Софьи Юнович); «Жизнь коротка, искусство вечно…» (к стасемидесятилетию С.И. Мамонтова). Выставки, объединенные рубрикой «Крупным планом», представляют самые ценные экспонаты из наших фондов.
ДИ. Что связывает музеи объединения?
Общие проекты, единая экскурсия? Михаил Брызгалов. Один из примеров совместной деятельности — участие в новом проекте Департамента культурного наследия города Москвы «Выход в город», для него разработаны оригинальные форматы знакомства с историческими и культурными ценностями столицы: тематические маршруты по исторической Москве, лекции, мастер-классы, велопрогулки и автобусные экскурсии. База объектов охватывает двести пятьдесят московских памятников истории и культуры. Концепция «Выхода в город» учитывает интересы и детей, и молодежи, и людей старшего возраста. Семейный досуг в выходные дни, тематические ночные экскурсии для трудоголиков, эксклюзивные программы, приуроченные к памятным датам и праздникам, — все это дает возможность знакомиться с историей Москвы всем желающим.
Наш «звучащий» музей, расположенный в центре Москвы, открывает посетителям мир музыки во всем ее многообразии.
ДИ №5/2013