Во второй раз в Центре дизайна «ArtPlay» прошла объединенная выставка творческих школ Москвы «STUDENT Аrt Prom 2013». В проекте, как и в прошлом году, приняли участие Институт проблем современного искусства, школа современного искусства «Свободные мастерские» (MMOMA), Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, Британская высшая школа дизайна, МГХПА им. С.Г. Строганова, институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». В этом году к участникам присоединились МГАХИ им. В.И. Сурикова и архитектурная школа МАРШ.
|
Цель выставки — поддержка образовательного процесса в сферах современного искусства, дизайна и архитектуры. Институций в Москве, в которых обучают (что бы под этим ни подразумевалось) искусству, немного, и все они так или иначе у абитуриентов на слуху.
Хотя востребованность такого образования и возросла в последнее время, назвать его популярным в России все еще сложно. Организаторы гордятся тем, что проект продолжился и в этом году даже расширился. Действительно, есть повод для гордости. Идея Алины Сапрыкиной, в прошлом арт-директора «АrtPlay», а ныне директора Музея Москвы, очевидно, будет развиваться, ведь к проекту подключились еще не все школы, задействованные в творческой образовательной индустрии, хотя все с «выпускной репутацией» уже участвуют в проекте.
Безусловно, для многих студентов и выпускников это первая возможность выставить свои работы, а представителям арт-сообщества познакомиться с новым поколением художников, возможно, отобрать кого-то и перевести на «следующий курс» — участие в других выставочных проектах или сотрудничество с галереей. Некоторые работы молодых художников были приобретены коллекционерами, о чем свидетельствовали красные кружочки.
В объединенной выставке, расположившейся в Большом зале «ArtPlay» на площади более 3000 квадратных метров, работы выпускников каждой школы сгруппированы в разделы экспозиции. В этом году зрители имели возможность увидеть несколько небольших выставок по количеству школ — участников группового выпускного. Работы отбирали кураторы среди студентов своей школы. Затем выстраивалась экспозиция с отведенным местом под выставку для каждого учебного заведения. Организаторы не вмешивались в подготовку единой выставки, общая тема не формулировалась, и каждая школа была свободна в выборе способа продемонстрировать профиль своей работы, а публика и, возможно, будущий абитуриент, определить, насколько методы преподавания в ней эффективны и привлекательны для него.
Школа «Свободные мастерские» представила выставку «В лабиринте большой раковины», подготовленную кураторами собственной специальной программы «Школа кураторов» (Ольга Дементьева, Мария Седлецкая, Александра Хестанти). Это была попытка упорядочить внутреннее и внешнее пространства городской жизни. Также с 1 по 5 июля был реализован проект «Перекрытие — смещение». Художники должны были приходить на выставку каждый день и там создавать произведения, развивая тем самым, по мнению куратора проекта Вадима Карташева, коммуникационные связи, к которым должно двигаться искусство, а не только предметное производство.
Выпускники школы Родченко выступили с проектом «Безманность» под кураторством преподавателя и художника Сергея Браткова. С верха конструкции, напоминающей собранную из подручных материалов горку на детской площадке, постепенно сползала масса неопределенного состава (тесто?), заполняя пространство вокруг. В инсталляции задумывалась визуализация неоправданных ожиданий и невыполненных обещаний.
МГХПА им. С.Г. Строганова подготовила выставку «Арт-среда», в экспозицию вошли объекты и проекты промышленного дизайна, дизайна мебели, средств транспорта, а также скульптура. МГАХИ им. В.И. Сурикова представил два проекта: «Наедине с офортом» студентов факультета графики и «Арх-объекты для людей» факультета архитектуры. Среди дипломных работ выпускников этого года есть и готовые к реализации достойные архитектурные решения по многим социально значимым направлениям.
Выставка студентов и выпускников Британской высшей школы дизайна разместилась отдельно от экспозиций других школ в соседнем зале центра. На ней были представлены традиционные для Британки графический и промышленный дизайн, дизайн одежды, дизайн интерьера и плоды новой программы «Современное искусство» (Fine Art). Как всегда, плотно заставленное помещение, большое количество молодежи в день открытия. В общем, как в мегасторе в период распродаж.
Со своими проектами выступили также архитектурные школы «Стрелка» и МАРШ.
Институт проблем современного искусства подготовил выставку-исследование «Тридцать дней ожидания», в ходе которой молодые художники анализировали практически в режиме реального времени процесс рождения концепции выставки.
Выпускной проект на «ArtPlay» — начало нового этапа в жизни молодого художника, и как он им распорядится, уже его личный выбор.
Негосударственные школы выпускают разное количество учеников, но во всех случаях это число едва ли можно назвать высоким. В Школе фотографии им. Родченко до выпуска доходят в среднем около 20 человек. Трехлетний срок обучения и очень плотный график занятий часто не позволяют студентам работать, все время уходит на процесс обучения, и позволить его себе могут лишь самые убежденные и те, кто располагает достаточными средствами. Институт проблем современного искусства, где график занятий куда более щадящий (три раза в неделю по вечерам) выпускает около 40 человек, часть из них нередко продолжают обучение в других школах — институт имеет зарубежных партнеров во многих европейских странах и США. Школу «Свободные мастерские» ММОМА заканчивают около 60 человек (плюс выпускники Лаборатории медиаперформанса), но с 2013/14 учебного года обучение стало платным (хотя сохранились бюджетные места), что может отразиться на количестве обучающихся и выпускников. Окончив одну школу, молодые художники нередко продолжают обучение в другой.
Остается ли каждый бывший студент художником — этот вопрос, очевидно, волнует и самих художников. Выпускница Алиса Богоявленская в инсталляции-исследовании «Тридцать лет ожидания» как раз задается им: кто из молодых останется художником и чья работа переживет автора? На ткани переведены изображения десяти тысяч лиц — художников, относившихся к неофициальному искусству, и современников, работающих в сфере контемпорари с 1950-х годов по настоящее время. Чьи-то лица знакомы, чьи-то видишь в первый раз и не запоминаешь. Аннотация к работе начинается с текста о правилах приема детей в балетный класс, куда отбирают по физическим данным. По мнению автора, это во многом похоже на практику, доминирующую в современном искусстве. По каким внешним признакам определяют «своих» и возможен ли объективный отбор?
Профессиональный путь художника туманен и неопределенен. Несколько лет такой неопределенности — это этапы проверок. Круг молодых авторов ограничен, и это очень хорошо заметно, когда посещаешь одну за другой выставки с участием молодых художников: кто-то выставляется чаще, кто-то реже, но имена везде почти одни и те же.
В Москве и России все еще ощущается нехватка образовательных учреждений в сфере искусства, что усугубляет трудность выбора пути. Принято считать, что таких учебных заведений недостаточно. Но возникает вопрос: недостаточно для чего?
Будет больше творческих вузов — возрастет число выпускников, но это не значит, что станет больше художников. Кроме того, не все пожелают остаться в таком неопределенном состоянии. Полагаю, что количество школ, выпускающих тех, кто может именоваться художником в широком смысле слова, адекватно числу художников, которое может «вырастить» общество на данном этапе своего развития. Но здесь встает другой вопрос, может ли общество считаться прогрессивным, если художников в нем мало?
ДИ №5/2013