На вопросы ДИ отвечает Ольга Шишко, заместитель генерального директора по инновациям в современном искусстве МВО «Манеж», арт-директор Музея экранной культуры. Манеж/ MедиаАртЛаб.
|
ДИ. В начале года в ГЦСИ проходила встреча с экс-директором Нидерландского института медиаискусства — NIMK Олафом ван Винденом. С этого года институт, созданный двадцать пять лет назад, свернул свою работу до формата архива «Montevideo». Олаф ван Винден, в частности, заметил, что за время существования института изменился статус видеоискусства — оно теперь представлено в собраниях многих музеев, и поэтому нет необходимости в отдельной структуре.
Ольга Шишко. Действительно, много зарубежных институций успешно работает с видеоартом. Но институт и архив «Montevideo» занимался не только видеоартом, но и интерактивным искусством, и проблематикой дигитальных произведений, то есть жанров, находящихся сейчас на пике актуальности. Поэтому очень жаль, что он закрылся. Я наблюдала, как меняются структура и политика института и архива «Montevideo» примерно с двухтысячного года.
В Нидерландах действительно закрыли много организаций, а оставшимся, например V2 (одна из старейших лабораторий медийного искусства), резко сократили финансирование.
ДИ. Что касается видеоарта как отдельного жанра, вы считаете он еще актуален?
Ольга Шишко. Видеоарт остается очень актуальным жанром, но сегодня на смену короткометражным видеоэкспериментам приходят пространственные инсталляции, работающие со всем спектром постнарративного видео. В современном медиаландшафте программы моделирования дают возможность управления реальностью, добавляют в арсенал художника виртуальную реальность, эффект множественных проекций и другие новые подходы к мультиперспективному повествованию. Если в семидесятые художники пытались создать что-либо вымышленное из реальности или импровизировали во время съемок, то с внедрением техники оцифровывания (начиная с восьмидесятых) они могут создавать электронные изображения, которым нет аналога в реальности. Пространство вокруг нас становится все более экранным. Нам интересно рассматривать экранные искусства, к которым относятся и видеоарт, и виртуальная реальность, и дополненная реальность с ее интерактивной составляющей.
Я, например, не знаю, как классифицировать работу Нонни де ля Пеньи и Пегги Вейл о тюрьме Гуантанамо, показанную на выставке Медиафорума в Московском музее современного искусства. Сами авторы называют это журналистским погружением. В компьютерную игру они вводят фрагменты видеозаписей бесед с родственниками узников тюрьмы. Это и партисипаторное искусство и некое новое направление, которое включает в себя разные виды, жанры и новые технологии.
А объектом исследования режиссера Харуна Фароки становятся компьютерные игры, стратегические симуляторы, при помощи которых американские военные сначала проходят подготовку к боевым действиям, а затем и психологическую реабилитацию от травм, полученных во время реального боя. Образы совместно с программным обеспечением все чаще используются для анализа, контроля, управления и манипуляции. Представляя в наших проектах различные художественные стратегии, мы анализируем новые формы искусства и новые способы восприятия экранного образа зрителем.
ДИ. В чем вы видите миссию Музея экранной культуры?
Ольга Шишко. Мы давно работаем с инновационными проектами на стыке современного искусства, кинематографа, журналистики, перформанса. А музей экранной культуры с момента его возникновения в стенах ЦВЗ «Манеж» в ноябре две тысячи двенадцатого года стал платформой для проведения экспериментальных выставок, показов, мультимедийных перформансов, воркшопов, лекций и конференций — своего рода интерактивной лабораторией, которая не только знакомит с основными этапами истории медиа-искусства, но и является центром формирования современной художественной практики. Мы попытаемся быть площадкой современного искусства.
В нашей программе мы делаем упор не на показе привозных экспозиций, а на создании своих проектов. Это выставки «Видеодыры», «Размышляя о смерти», «Мокьюментари. Реальности недостаточно», «Расширенное кино», «Погружения: в сторону тактильного кинематографа», «Зритель» Гари Хилла, «Transitland. История развития видеоарта Центрально Восточной и Европы после падения Берлинской стены».
Мы занимаемся архивацией и формированием коллекции медиапроизведений, изучаем тенденции нового искусства, прогнозируя их актуальность хотя бы на два года вперед.
Наша задача — исследовать новые жанры, связанные с экранными технологиями, видеоартом, а также те, которые возникают на пограничных территориях. Мне нравится определение time-based art — временные искусства. Меняются средства, жанры, стратегии и образы, а мы наблюдаем, пытаемся улавливать эти переходы, презентовать их и анализировать. Сегодня востребовано что-то одно, завтра интерес смещается в другие зоны, но границу между освоенными и неосвоенными территориями нужно постоянно очерчивать. Новые технологии меняют наше мировоззрение, и художники отражают и исследуют этот процесс.
ДИ. Как соотносятся Музей экранной культуры и МедиаАртЛаб?
Ольга Шишко. Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб» существует с девяносто девятого года, Музей экранной культуры. Манеж/ Медиа-АртЛаб — наш совместный проект с Центральным Манежем, в который входят выставочное пространство, медиатека с коллекцией и Открытая школа.
ДИ.Таким образом, из всех медиа, которыми в широком смысле могут быть и живопись, и любой другой вид искусства, вы выделяете именно экранные. В МедиАартЛаб всегда была важна исследовательская составляющая — лаборатория?
Ольга Шишко. Все наши проекты в некоторой степени исследовательские. На Медиафоруме ММКФ мы очерчиваем границы между кинематографом и экранным искусством (интерактивными и партисипаторными). Мы перенесли кино в музей и, наследуя традиции, назвали эту серию выставок и сопровождающих их каталогов «Расширенное кино» (термин, введенный в начале семидесятых Джином Янгбладом). Сегодня каталоги «Расширенного кино» используются в творческих вузах как учебники. В трех томах собраны работы замечательного созвездия авторов: Петера Вайбеля, Эрика Бюлло, Рай-мона Беллура, Урсулы Фроне, Кирилла Разлогова, Олеси Туркиной, Льва Мановича, которые в диалогах друг с другом рассматривают медиаарт с точки зрения и кинематографии, и современного искусства.
Недавно в издательстве НЛО вышла книга «Мифология медиа», ее презентация стала завершающим событием Медиафорума, посвященного теме мокьюментари.
В этом издании мы рассматриваем медиаарт эпохи девяностых — времени становления медиаискусства в России, начиная с первых наших проектов. Медиаартлаб тогда была одной из активных организаций, которые определяли развитие медийного искусства, вокруг нее формировалось сообщество художников, искусствоведов. Мы сложили эту историю вокруг личности одного из создателей МедиаАртЛаб — медиахудожника, теоретика, критика и учредителя МедиаАртЛаб Алексея Исаева. Книга рождалась очень долго, после смерти Алексея мы придумали несколько вариантов ее издания вместе с Константином Бохоровым, Алиной Игнатовой, Еленой Румянцевой, со всей командой МедиаАртЛаб. Но что-то не получалось, пока к нам не подключилась в качестве соавтора, редактора-составителя искусствовед Людмила Бредихина. Она предложила более живой взгляд на процесс.
В книгу вошли как статьи девяностых годов — это голос времени, так и теоретические тексты, написанные специально для этой книги — взгляд на явление из сегодняшнего дня. Алексей Исаев интересен тем, что прошел через все инновационные этапы развития медиаарта — видео, нет-арт, интерактивное искусство. Он работал с концепциями лабиринтологии, монтажа аттракционов Сергея Эйзенштейна и зарождающимся сайенс-артом. Поэтому, рассказывая о нем, мы легко обозначили основные этапы истории медиаарта в нашей стране.
ДИ. Каковы задачи Музея экранной культуры как городской и столичной институции? Планируются ли какие-то программы в регионах России и за рубежом?
Ольга Шишко. Как только мы создали МедиаАртЛаб, то на основе своей коллекции (сейчас у нас одна из крупнейших коллекций медиа-искусства в стране) запустили программу «Нон-стоп медиа». В две тысячи первом году при поддержке фонда Сороса выезжали с ней в Нижний Новгород, Киров, Ижевск и Йошкар-Олу. После этого в Поволжье был всплеск медийного искусства. Мы сотрудничаем с Екатеринбургом и Калининградом (филиалами ГЦСИ), Красноярском, где провели один из симпозиумов «Pro&contra», в результате здесь возникла новая институция — фестиваль медиаарта. Вообще, чем больше институций, тем шире сетевое сообщество. И как правило, зарубежные специалисты, которые были у нас на симпозиуме, потом приезжают в Россию уже по приглашению региональных институций. Отдельное направление работы — показ российского медиаарта за рубежом. Мы участвуем в западных медийных фестивалях, формируя программы российского видеоарта. Пока возим на Запад только видео-арт и фото, но надеемся, что ситуация станет динамичнее, и мы будем ездить не только с презентациями видеопрограмм и рассказами о том, что здесь происходит, но и с выставочными проектами.
ДИ. В регионах многие институции испытывают острый дефицит методического материала.
Ольга Шишко. «Нон-стоп медиа» предлагает программы с возможностью их проката в течение трех лет, наши партнеры, имея контент, смогут сами устраивать специальные события. Проблема — авторские права. С рядом организаций у нас заключены договоры на десять лет (с тем же архивом «Montevideo» на цикл «Пионеры видеоискусства»), по которым наши сотрудники могут выезжать на лекции. Сейчас коллектив Музея экранной культуры и «Открытой школы» работает над методическими пособиями. У нас записаны все лекции и мастер-классы российских и зарубежных педагогов, и они будут представлены в Сети на сайте Открытой школы «Манеж/Меди-аАртЛаб».
ДИ. Чем Открытая школа отличается от других современных образовательных институций?
Ольга Шишко. В девяносто втором году в институте «Открытое общество» мы готовили выставку-симпозиум «NewMediaLogia/ NewMediaTopia», которую предваряла работа Художественной лаборатории новых медиа Центра Сороса. Для нее было закуплено дорогое оборудование, к нам приезжали французские специалисты, обучавшие художников работе с программами. Вели лабораторию Владимир Могилевский и Сергей Шутов, а я и Татьяна Могилевская отвечали за теоретический и образовательный процесс.
Тогда я поняла, что и искусство русского авангарда, которым мы так были увлечены в университете, и экспериментальное искусство шестидесятых с его инновациями — все это находилось в непосредственном диалоге с развитием медиаарта. Среди приглашенных лекторов были Вуди Васюлка (США), Хейди Грюндманн (Австрия), Михаил Неймарк (США), Михаил Бьелицки (Чехия), Ричард Клусзински (Польша), Луи Бек (Франция) и многие другие. То, что они приоткрывали для художников и для нас, молодых кураторов, было уникально — ни одно государственное учебное заведение этого не давало. Важно, что все эти люди были практиками, рождавшими здесь и сейчас новые концепции и осмыслявшими опыт прошлого через анализ настоящего и будущего. Именно таких педагогов мы приглашаем сегодня в нашу Открытую школу. Курс состоит из лекций, мастер-классов и практических занятий. Например, четыре проекта наших студентов победили в конкурсе работ для «Ночи новых медиа» на «Архстоянии», и мы ездили со студентами в Николо-Ленивец для их реализации.
Одним из центральных событий образовательной программы XIV Медиафорума ММКФ «Мокьюментари: Реальности недостаточно» стал приезд в Москву с мастер-классом сербской видеохудожницы Милицы Томич (Milica Tomić). Она сегодня один из самых востребованных современных политических художников. Вместе со студентами Открытой школы Милица Томич создавала новую часть своего многолетнего проекта «Контейнер» и обсуждала вопросы: cтоит ли сочетать в художественной практике личное и политическое, какими методами современный художник может переосмыслять и трактовать историю, и как искусство может комментировать и менять политическое сознание. Свой взгляд на отношение искусства и истории Милица Томич выразила и в проекте-реконструкции «Контейнер».
Наряду с лекционными курсами, которые ведут Андрей Великанов, Карина Караева, Андрей Щербенок, Владимир Левашов, Наталья Смолянская, мы делам однодневные выставки в пространстве Медиатеки ЦВЗ «Манеж», такие как «Медиа-вирусы». Это важная часть учебного процесса.
Обучение в Открытой школе длится два года. Последний семестр отводится на создание проекта в мастерской, которую выбирают студенты. Это мастерские Юрия Альберта, Валерия Айзенберга, Александры Дементьевой, где создают и концептуальные работы, и интерактивные. Ключевая тема первого года обучения студентов — история авангарда и его соединение с сегодняшним днем. Студенты работают в сфере современного искусства, но все семинары и лекции подводят их к идее, что искусство давно перестало быть только изобразительным искусством, сделавшись одновременно философией, антропологией, социальными практиками и собственно жизнью. Мы совместно изучаем множество направлений, характеризующих развитие медиаарта сегодня, различных способов выражения и языков, на котором оно говорит: от био-арта и сайенс-арта до сетевого искусства и тактических медиа. Студенты используют самый широкий спектр инструментария — от обычной видеокамеры до сложнейших генетических социологических исследований и экспериментирования с программными продуктами. Ключевой характеристикой создаваемых проектов является их междисциплинарность. Имея постоянную «прописку» в сфере искусства, междисци-плинарность позволяет «захаживать в гости» и «временно проживать» на территории кино, театра, музыки, науки, политики. И наша задача (а мы, преподаватели, учимся вместе со студентами) реализовывать проекты, по-новому раскрывающие реальность и поддерживающие постоянный диалог искусств.
ДИ. Обучение в Открытой школе бесплатное?
Ольга Шишко. Да, благодаря поддержке Фонда Прохорова и МВО «Манеж».
ДИ. Как вы проводите набор студентов?
Ольга Шишко. Наши студенты — это выпускники творческих вузов из самых разных областей: кино, изобразительного искусства, журналистики. Отбор проходит в три этапа: представление портфолио, творческий конкурс и собеседование с преподавателями. Из семисот тринадцати поступивших заявок мы пытались отобрать двадцать пять. Но в итоге создали две группы — основного потока и группы со свободной формой посещения. Всего семьдесят пять человек.
По окончании студенты получают свидетельство, что прослушали курс лекций. Но главное — профессиональная реализация и опыт работы в выставочных проектах. Выпускная выставка должна состоятся в ноябре две тысячи четырнадцатого года, а во время обучения предусмотрено участие в российских и международных проектах (совместно с Центром электронных искусств в Базеле, фестивалем «Transмediale», презентация проектов на «Манифеста-2014» в Санкт-Петербурге и фестивале «ZERO 1» в Сан-Хосе и многое, многое другое).
ДИ. Какие события в ближайших планах музея?
Ольга Шишко. В октябре пройдет очередная конференция «Pro@contra медиакультуры», которая объединит специалистов из различных областей для профессиональной и открытой дискуссии о новых ме-диа и новой визуальности в целом. В первую очередь нас будет интересовать суть этой новизны: каково соотношение новой визуально-сти медиаискусства с классическим визуальным пространством? В чем принципиальные отличия новых медиа от экспериментов классического авангарда? Что новые медиа делают с понятием документального свидетельства и нашим повседневным восприятием?
В апреле мы откроем большую выставку Питера Гринуэя «Золотой век русского авангарда». Это мировая премьера мультимедийной инсталляции великого режиссера современности. Проект создается специально для России, для МВО «Манеж».
Основой выставки станет полиэкранная мультимедийная инсталляция, в которой будет использовано несколько экранов обратной проекции, а также световое и звуковое оборудование. Около четырехсот шедевров русского искусства будут «оживлены» с помощью новейших экранных технологий и создан диалог прошлого и настоящего. Эта выставка — один из ключевых проектов перекрестного года культуры России и Великобритании. В 2014 году его программа откроется этим проектом.
ДИ №5/2013