На 55-й биеннале в Венеции удивляет гигантская презентация современного китайского искусства, различного по качеству и масштабу. Помимо трех официальных павильонов (Китай, Тайвань, Гонконг) функционируют еще более десяти выставок, в которых участвует около 350 художников, в то время как в основном биеннальном проекте — 150 из 38 стран.
|
В этом году Китай отмечает двадцатую годовщину участия своих мастеров в Венецианской биеннале современного искусства. Потому не удивительно, что на этой манифестации китайские художники представлены столь значительно и разнообразно и в основном проекте, и в национальных павильонах других стран (Кения), и на выставках в рамках параллельной программы. Три мастера — Кан Ксиан, Пин Ксю, Гуй Фенжи — оказались в числе 150 участников, которых выбрал Массимилиано Джони для основного проекта биеннале «Энциклопедический дворец». Тему китайского павильона «Преображение» оригинально интерпретируют семеро представителей страны. А в кенийском павильоне наряду с национальными художниками восемь творцов из Поднебесной по-своему разрабатывают тему «Природа без границ».
Самая масштабная выставка — «Голос невидимого. Китайское независимое искусство с 1979 года до современности» на 4500 метрах в Арсенале Норд: 188 художников, куратор Вань Лин, профессор Сычуаньской академии изящных искусств. Очень разноуровневая выставка. Удачей выбор куратора можно назвать лишь в отношении нескольких известных на Западе китайских художников — Жань Дали (Zhang Dali), Фень Женжие (Feng Zhengie), Ксю Жен (Xu Zhen), Хуан Ян (Huang Yan)… В пресс-релизе указано, что половина участников никогда не показывали свои произведения за пределами страны. Рассматривая работы на выставке, понимаешь почему: слабые, поверхностные, ни свежих идей, ни глубокого содержания. Одни напоминают китчеватые поделки, другие в гипертрофированной форме выявляют «квинтэссенцию китайского» (статуи Конфуция, навязчивые изображения Мао, сентиментальные фото деревень и т.п.). Содержательный аспект прочитывается в документальных фотографиях и инсталляциях Мао Динг: визуальный рассказ о положении китайских рабочих-иммигрантах.
Зато выставка «Пульсирующий разум» (Арсенал Норд, пространство Тетис) получилась запоминающейся и радикальной. Из 16 участников выставки десять фокусируются на исследовании реальности, анализируя результаты и противоречия, порожденные быстрой социальной трансформацией Китая, используют индивидуальную манеру для воссоздания специфического ландшафта своей страны. Другие шесть художников сделали site specific работы, учитывающие культурный контекст и атмосферу города, органично внедряя свой опыт, чтобы создать произведения, связанные с Венецией. Представлены видеоработы, картины, инсталляции, скульптуры, фотографии, хеппенинги Лиу Ксяодон, Вань Гуньфен, Жань Ксинжунь, Жу Ксяоди… Среди участников один из самых крупных китайских абстракционистов Тан Пин, автор серии картин «Шепоты». Его полотна выглядят очень абстрактными и индивидуальными, рождают у зрителей переживание острого опыта. Другой известный участник выставки Чен Данкин еще в 1980-е создавал серию «Тибетских групповых картин», в которых прослеживается освобождение от влияния советского искусства (соцреализма), характерного для того времени.
Ма Жун, 37 летний художник, работающий с железом, фарфором, показывает, что существуют культурные конфликты, и продолжает работать на границе между традицией и модернизмом.
Кью Жийе на выставке «Единорог и дракон» в фонде Кверини Стампалиа прослеживает пространственные и временные маршруты между Западом и Востоком, прошлым и настоящим. Мыслитель, поэт, картограф, архивист, Жийе в своих динамичных композициях рассказывает запутанные и увлекательные истории, развивающиеся параллельно во времени и пространстве.
Диссидент Ай Вэйвэй представлен на биеннале новыми работами в различных экспозициях. На групповой выставке в павильоне Германии он показал впечатляющую инсталляцию «Bang» из 886 старинных табуреток.
Персональная выставка Ай Вэйвэя под названием «S.A.C.R.E.D.» («Священный»), организованная в Венеции лондонской Lisson Gallery, разместилась на площадке церкви Сан-Антонина. Она состоит из 6 диорам, повествующих о тюремном заключении Ай Вэйвэя. В железных ящиках размером 5 на 3 метра и весом две с половиной тонны, в которые посетители могут заглянуть через специальное отверстие, воспроизведены сцены из повседневной тюремной жизни.
Название инсталляции собрано из названий каждой из шести камер: «Ужин», «Обвинители», «Очищение», «Ритуал», «Энтропия» и «Сомнение». В этих сценах, где художник ест, спит, справляет нужду и принимает душ, его постоянно сопровождают два солдата.
На острове Джудекка представлен проект Ай Вэйвэя «Прямо» («Straight») — реакция художника на трагические события, связанные с землетрясением в Сычуане в 2008 году. Инсталляция состоит из прутьев арматуры, уложенных волнами. Стальные прутья были найдены на развалинах разрушенных школ и распрямлены специально нанятыми художником рабочими.
Этой же теме посвящена и работа «Звук 512» («Sounding off with 512 — Dong Feng») китайского художника Юань Гуна. Покореженный грузовик на фоне красного занавеса, покрытого лозунгами представлен на выставке «Голос невидимого...».
Наиболее яркая выставка китайского искусства — «Путь в историю: 20 лет Биеннале Венеции и китайское современное искусство». Кураторы Акилле Бонито Олива и Лю Пен предлагают два взгляда на биеннале и ее темы с точки зрения китайской культуры. Это позволяет лучше понять выставку китайского искусства в рамках биеннале, его контекст, историческую ценность, облегчая восприятие характерных для художников Поднебесной средств выражения. Благодаря такому подходу кураторов зарубежная публика может осознать процесс развития современного китайского искусства и его вклад в мировое искусство.
В 1989 году Национальная галерея Пекина организовала выставку китайского авангарда, которая выявила два важных течения: политический поп и «циничный реализм», представители которых сегодня — самые высокооплачиваемые художники на мировом арт-рынке. Политический поп родился на основе заимствования элементов западного поп-арта. Так, политические плакаты, распространенные в период «культурной революции», работали как символы американской культуры, они были только иллюстрациями пропагандистских лозунгов, не обращались к реальной жизни и истории стран.
Вань Гуанжи в своих картинах сочетает идеологические формулы коммунистической пропаганды с соблазнительной образностью рекламы. В его композиции на тему революционных событий «культурной революции» включены торговые марки. Получается двусмысленное послание, акцентирующее внимание на конфликте между политическим прошлым страны и коммер-циализированным настоящим. В стилистике работ Гуанжи оригинально смешивается насаждаемая правительством эстетика агитпропа с китчевой чувственностью американского поп-арта. Выделяются преисполненные драматического пафоса фигуры людей, размахивающие цитатниками в красных обложках, написанными в стиле китайских правительственных плакатов конца 1960-х годов. Картины-послания, содержащие слова «материалисты» и «искусство», одновременно осуждают и возбуждают радикализм, демонстрируют новое отношение к тотальной власти. При этом они могут восприниматься и как проявление эстетики декаданса («Коллективизм и искусство», 2007).
Из 20 участников выставки работы Жань Ксяогань в наибольшей степени наполнены историческими аллюзиями. В детстве он был свидетелем «культурной революции» и политики перевоспитания в деревнях. Его персонажи с почти клонированными лицами людей, заимствованные с фотографий того периода, странным образом отрицают навязанную режимом идеологию, подчеркивая необходимость индивидуальности. Серый цвет одеяний персонажей символизирует атмосферу забвения этого периода в быстро развивающемся обществе. На огромном холсте «Зеленая стена. Пейзаж с ТВ» (2008) изображен обнаженный мужчина, сидящий в кресле перед телевизором. Но он находится не в личном пространстве дома, а посреди монохромного пейзажа, а громкоговорители на высоких столбах — из воспоминаний художника о времени, когда он работал в лагере по перевоспитанию, где они постоянно были включены.
Реалистическая живопись, возникшая в Китае в начале 1990-х годов, представляет собой протест против коллективистского мышления, доминировавшего в период «культурной революции». Но приверженцы этого «циничного реализма» не подвергали критике происходящее в стране, а демонстрировали его двойственность и «серый юмор». Среди представителей «циничного реализма» Ю Минжун, Фань Лижун… Лысые головы персонажей Лижуна на фоне пустынных пейзажей стали международным символом современного китайского искусства. Работы Ю Минжун также узнаваемы: их улыбающийся герой — сам художник, но у персонажа больше зубов, чем положено. Эту улыбку можно счесть и веселой, и глубокомысленной, и циничной, и насмешливой.
Выставка демонстрирует свободу творческого поиска китайских художников в произведениях последних лет.
Создатели острых и ярких работ в 1990-е годы позже, однако, они проявляли себя менее активно.
Любимый образ скульптора Сун Жангуо — динозавр оказался символом как императорского, так и коммунистического Китая. На животе динозавра вырезаны буквы «Made in China». Скульптуру можно интерпретировать как отсылку к пластмассовым игрушкам начала расцвета китайской экономики и как воплощение могущественного символа 5000-летнего Китая, пробуждающегося в настоящее время. В 1960-е годы был национальный призыв «Made in Japan», в 1970-е — «Made in Taiwan», а в 1980-е — «Made in China». В динозавре Жангуо слова «Made in China» имеют прямую отсылку к теме социальных отношений. Кто сделал? Что сделал? Где это будут продавать? Ответы на эти вопросы художник оставляет публике.
Жангуо предпочитает работать с твердыми материалами — металлом и гранитом, сталью, он мастерски владеет техниками сварки, ковки, скрепления, запаивания и т.п. Конфронтации материалов позволяют ему вкладывать в свои скульптуры сложные ассоциации, отражающие его восприятие жизни.
Жан Ван умеет сочетать в своих концептуальных скульптурах пластику и видео. Он прославился серией «Искусственные скалы». Это стальные копии «камней для размышления» из традиционных китайских садов. В зеркальных поверхностях монументальных объектов отражаются зрители и окружающая среда, возникает визуальная игра, в которую включаются также и видеоизображения.
Выставка «Путь в историю» состоит из двух частей: живописи и архивной презентации. Каждая часть иллюстрирует и дополняет другую, показывая, что для китайского искусства в наши дни характерны свобода, способность изобретательно интерпретировать стили и манипулировать разными стратегиями.
Выставки в Арсенале Норд «Голос невидимого. Китайское независимое искусство с 1979 года до современности», «Путь в историю», дополненные проектом «Пульсирующий разум», были задуманы как альтернатива официальному павильону Китая в Арсенале. Но для западного зрителя, неискушенного в художественных реалиях Китая и проекты параллельной программы, и выставки национальных павильонов стали единым масштабным смотром китайского современного искусства.
ДИ №5/2013