×
Не в фокусе
Виктория Хан-Магомедова

На выставке «Не в фокусе» в галерее Чарльза Саатчи в Лондоне можно было познакомиться с разными способами сотворения фотографий сегодня и получить представление о том, какой она может быть. 

Демонстрировались работы 38 фотографов из 14 стран: Японии, США, Британии, Турции, Дании… Когда-то фотография была жесткой дисциплиной, для которой важное значение имели механические способы создания. Ее секрет заключался в скорости движения затвора и настройке фокусных линз. А сегодня «изображение в фокусе» в ряду последних вещей, волнующих фотографов. На выставке можно увидеть, как участники применяют разные фототехники, приемы, формы и проследить, какие изменения произошли в фотографии со времени предыдущей выставки в галерее Саатчи, посвященной фотографии, «Я — фотоаппарат», проходившей 11 лет назад.

Выставка охватывает разные сферы деятельности фотографов и области применения фотографии: документация, коммерция, профессиональная съемка, любительская, художественная фотография, актуальное искусство. Прогуливаясь по разным этажам, можно проследить различия между фотографией как искусством и фотографией в рекламе и моде. Или размышлять, как фотография используется в живописи, скульптуре, графике. Но экспозиция показывает, что границы между разными сферами применения фотографии постоянно нарушаются.

Из молодых участников выделяется работающая в жанре постановочной фотографии Дж. Бригса с очень мрачной и таинственной вещью «Портал». Дэвид Нунэн — автор творений, сделанных в стилистике «платформы пересечений фотографии с другими сферами». Его работы можно описать так: частично фото, частично отпечаток, ткань, картина, скульптура, ковер, перформанс, инсталляция. Из вырезок, вышивок, кусков джутовой ткани, бумаги и дерева он создает крупные нарративные картины («Без названия») с персонажами из неизвестной эпохи, род занятий которых неясен. Это похоже на некое ритуальное очищение.

Майкл Субоцки начал заниматься фотографией в 2000 году, когда решил задокументировать свое путешествие в поселок Бофора-Уэста. Получился весьма непривлекательный портрет: пьяницы, проститутки, заключенные — депрессивное напоминание о призраках апартеида.

Марло Паскуаль не создает новых фотографий, а весьма своеобразно воскрешает снимки из забытых архивов: разрывает их пополам, складывает, помещает на подпорки, прислоняет к стене. И обрывки фотографий вдруг превращаются в логические конструкции — выстроенные, обрамленные.

Мария Робертсон считает, что уникальный отпечаток на металлической бумаге вовсе не обязательно заключать в рамки. Его можно положить на пол, даже разместить на потолке, а фотобумагу разрезать и обыграть эффект рваных контуров. Создавая черно-белые или цветные снимки во время съемки или в темной лаборатории, она игнорирует стандартные процедуры и использует эффект случайности.

Мэт Колишоу обращается к мрачным темам (человеческое насилие, жестокость и извращенность) используя зоотропы, магические фонари, ультрафиолетовое освещение. Его гигантская керамическая «Корона» и другие работы производят угнетающее впечатление.

Митч Эпстайн создал блистательную серию «Американская власть». Он исследует формы власти в США. Это визуальный взгляд на рудники, турбины, фабрики, заводы, а также анализ последствий их влияния на природу и общество. Его острые изображения нефтеочистительных заводов, мощные и интригующие, впечатляют.

Обаятельны работы Николь Вермер, скульптора и фотографа, снимавшей залы в стиле рококо и гипсовые бюсты в Музее Родена в Париже. Привлекает ее умение обыгрывать иллюзорное пространство, образуемое зеркалами и отражающими поверхностями. Скульптурная составляющая ее работ рождается из соединения фотоснимка с отполированными геометрическими деталями. Работы Сары ван дер Бек пронизаны духом изобретательства и идеализма. Вдохновляясь Кольдером и Бранкузи, она создает ассамбляжи из найденных образов и предметов (из страниц журналов, семейных снимков, кусочков ткани, веревок, фотопленки…), которые фотографирует затем в студии. Кажется, что эти хрупкие конструкции в любой момент могут рассыпаться от порывов осеннего ветра.

На выставке в галерее Саатчи представлено много коллажированных работ. Джон Стецакер материалы для композиций находит в журналах, открытках, книгах, каталогах товаров, реклам. Он покупает старые бракованные снимки звезд Голливуда, которые складывает, подделывает, накладывая на них другие фото. Так возник «Он II». Даниэль Гордон снимает то, что в действительности не существует. Он автор коллажа, сделанного на основе фото других авторов, взятых из журналов и в Интернете, на котором возникли фантастические образы. На выставке есть и знаменитая фотография Криса Левина королевы Елизаветы с закрытыми глазами. Есть и эстетичные работы Мишель Абелес, в загадочных натюрмортах которой мужские тела имеют не большее значение, чем бутылки, горшки, куски бумаги и вспышки яркого света.

С одной стороны, выставка «Не в фокусе» в галерее Саатчи по-своему отражает модификации в современной фотографии с ее многочисленными инновационными форматами и размыванием границ между фотографией и другими сферами культуры. С другой — выставку можно рассматривать и как отражение экспериментальных трансформаций фотографии, переживающей кризис. Казалось, художники демонстрируют все тенденции и подходы в современной фотографии. Но выставка не дает четкой концепции и определяющей идеи.

Несмотря на изощренные приемы и техники, на ней много неинтересных работ. Но тем не менее она дает представление о том, что происходит в столь разнообразном, увлекательном и изменчивом мире фотографии, проникающей в разные сферы человеческой деятельности.

​ДИ №5/2013

13 октября 2013
Поделиться: