«Photovisa» — название, придуманное группой краснодарских фотографов-энтузиастов и мною. Фотография — виза для путешествий по миру и пропуск, с которым коллеги из разных стран приедут в Краснодар.
|
За годы работы «Photovisa» представила выставки с четырех континентов: из Европы, Азии и обеих Америк. В 2013 году к этой глобальной коллекции добавляется Австралия: куратор и философ фотографии Аласдер Фостер впервые привозит в Россию выставку четырех грандов современной фотографии этого континента. Как и многие другие вещи, происходившие и готовящиеся в Краснодаре, впервые в нашей стране проходят кинопоказы работ фотографов, конкурс мультимедийных проектов на основе фотографии, двуязычный каталог, в котором работы из Бангладеш (одного из центров современной фотодокументалистики), Кореи, Германии, Польши, Дании, Аргентины, Уругвая, Бразилии, США, других стран соседствуют с произведениями классиков современной российской фотографии и молодых краснодар-ских авторов. На московской арт-сцене в последние годы прибавилось краснодарцев, особенно работающих с фотографией и в области актуального искусства. Приятно, что в этой «южной экспансии» есть заслуга «Photovisa»; галеристы и столичные кураторы делают свое дело, фестиваль — свое, знакомя с фотографией из Краснодара весь мир. Еще одна отличительная особенность фестиваля: зрителям и гостям доступно то, что только сегодня стало событием на международной и национальных арт-сценах: фестиваль играет на опережение. В Москву на биеннале привозят звезд, а в Краснодар приезжают те, кто завтра станет звездой. На первом фестивале был участник из Австрии Кристоф Гриль; сейчас в его книге «Short Stalks at Distant Shores» первая фотография, снятая в Краснодаре, а само издание вошло в шорт-лист «фотографической книги года», по версии Aperture. Фотограф Сайфул Хук Оми посетил «Photovisa 2010» по пути на церемонию награждения «WorldPressPhoto»…
В 2009 году фестиваль провели в уменьшенном масштабе, не было денег даже на каталог. Организаторы шутили: скоро мы сможем зарабатывать мастер-классами, как бразильские коллеги, на тему «как провести фестиваль с нулевым финансированием». Но выстояли. И в 2010 году получили грант Министерства культуры РФ, с 2011 года «Photovisa» проходит под эгидой РОСИЗО, в 2012-м к ее организаторам присоединились фонд «Айрис» и Центр современной культуры «Гараж».
Каждый год у нас есть заранее объявленная тема, она становится темой конкурса (по его итогам формируется одна из главных выставок фестиваля), вокруг темы года складывается букет выставок, лекций, список приглашенных гостей. Тема 2013 года — «Климат перемен. Человек и его жизнь. Семья. Общество. Природа», глобальные изменения на планете, свидетелями которых мы являемся. Часть этих перемен зависит непосредственно от деятельности человека, как целых сообществ, так и личностей, которые в одиночку меняют мир: прямо на наших глазах, как архитекторы, политики, инженеры, или подобно художникам меняют нашу точку зрения на него.
Тема «Photovisa 2013» не только климат, но и время перемен, в которое мы живем. Поэтому на выставках фестиваля и социальные проекты, и сказки в фотографии, современная архитектура и проекты по выходу из экологического кризиса — множество разнообразных сюжетов о нашем времени перемен.
В 2013 году в Краснодаре, Анапе и Новороссийске прошли 23 выставки 27 современных авторов из 12 стран, конкурсный показ (в прошлом году на него было подано более 500 заявок из 52 стран), демонстрировалась экспозиция исторической фотографии, посвященная 225-летию Краснодара.
Особое место в программе занимает ставшая традиционной экспозиция под открытым небом на территории винзавода «Мысхако» у Черного моря. В этом году представлен авторский проект Святослава Пономарева «Сакральные тексты вина». Известный московский фотограф, музыкант и перформансист соединил в цифровых коллажах классические произведения искусства и цитаты из священных текстов разных цивилизаций. Художник использовал фотографии, сделанные в поездках по Азии, во время посещения музеев Европы и Америки. Среди источников — тексты Нового Завета, Лао-Цзы, Эразма Роттердамского… «Мысхако» благодаря цифровым технологиям и сформированному в век фотографии монтажному мышлению превратится в музей вина и мировых цивилизаций.
ДИ №5/2013