×
Бумажный воин
Нина Березницкая

Социальное искусство работает с фактами и проблемами общественной жизни и оказывается дистанцировано от «настоящего» искусства, существующего автономно от реальности. Петер Бюргер даже утверждал, что «изоляция от жизненной практики... становится теперь и его содержанием»1. Влияние искусства на общественную жизнь, таким образом, сведено к минимуму и это дает повод для непрерывной критики.

Новая работа Сергея Малютина, представленная на Осенней выставке МСХ на Кузнецком Мосту, — объект «Полет на воздушных змеях», в котором фотоизображения автора и его товарищей в образах воинов, нанесенные на воздушные змеи, парят в воздухе, «атакуя» вражескую крепость. Прототип работы ― древняя японская гравюра «Нинзя на воздушном змее». Используя воздушных змеев, древние японские воины буквально взлетали на неприступные защитные сооружения, сея в рядах врагов смятение и смерть. Но объект Малютина не об аэродинамических свойствах змеев и не о военных стратегиях. Художника интересует символика действий, художник протестует против несправедливости, одновременно исследует ее природу. Искусство протеста, как правило, принимает театрализованные формы: флешмобы, хеппенинги, перформансы — часть активистских практик. «Артивизм» и «арт-герилья» — наследие флюксуса и ситуационизма. Скульптор-монументалист лишен подобной свободы мгновенной реакции на ситуацию. События, которые привлекли внимание Сергея Малютина, начались более 20 лет назад. Пайщики кооператива по строительству творческих мастерских «Художник» в 1980-е и 1990-е годы полностью оплатили государственным организациям постройку здания, в 1996 году оно было частично возведено в московском районе Отрадное, а затем снесено в 2002 году по решению московского правительства. Скульптуры Малютина показаны на выставке «Москва. Пространство для жизни. Пространство для творчества», приуроченной ко Дню города. Это вторжение искусства в поле публичного. В серии «Публичное наказание» художник исследует обусловленность вины и возмездия за преступление. Объекты «Колодки», «Место для гражданской казни» и «Позорный столб» далеки и от музейных пыточных орудий, и тех, что используют на курортах нашей страны для увеселения публики. Художник апеллирует к публичной персонифицированной ответственности, подобной публичности социальных сетей и Интернета. Темы преступления и возмездия привлекают искусство. Большая выставка «Не убий. Преступление и наказание» состоялась в музее Орсе, (Париж, 2010). Многоплановая экспозиция исследовала изменения понимания проблемы в последние 250 лет и фиксировала гуманистический вектор развития европейской истории.

«Нападение» воздушных змеев Малютина свидетельствует о том, что сегодняшнее место художника — над реальной жизнью. Но и бумажный воин может победить сначала в символическом поле, а затем и в реальном.

1. Бюргер Петер. Теория авангарда. 1974. Пер. А. Фоменко. Цит. по: http://art1.ru/art/avangard-kak-otricanie-avtonomii-iskusstva/

​ДИ №5/2013

13 октября 2013
Поделиться: