Наталья Терещук, Виталий Орешин. «Нон-стоп».
Галерея «Тоннель» Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова
|
Пространство подземной галереи «Тоннель» МГХПА им. С.Г. Строганова как выставочный зал работает с 2012 года. Здесь состоялись выставки Франциско Инфанте и Ноны Горюновой, Валерия Колейчука, Владимира Наседкина и Татьяны Баданиной, Ивана Колесникова и Сергея Денисова и другие.
Летом этого года в галерее «Тоннель» проходила выставка Натальи Терещук и Виталия Орешина «Нон-стоп» (кураторы Кирилл Гаврилин, Наталья Архарова). Ее основной лейтмотив — непрерывность творческих движений: исканий, свершений и воплощений. Извечная пульсация, пронизывающая все живое, вечный ток жизни авторы проекта соотносят с претворениями творчества, считая, что и человек, и его духовные проявления подчинены этому общему правилу бытия. Проект биографичен: художники раскрывают динамику личного жизненного и творческого пути, где время есть движение, а движение представляется непременным и глобальным условием существования мира в его бесконечном биении жизни, зарождении, развитии, угасании и новом рождении.
Как появляются новые образы? Откуда они приходят? Из взаимодействия ощущений, свободного или напряженного бега мысли, из постижения нового, воображения и памяти? Этот неявный процесс, зачастую нерефлексируемый, выстраивает в новом порядке наш прежний опыт, подчиняет себе наши чувства и мышление, раскрывает интуиции и замыслы. В своем выставочном проекте «Нон-стоп» Наталья Терещук и Виталий Орешин отобразили движение, которое одухотворяет их собственную творческую жизнь. Проект проецирует реальный опыт художников, представленный чередой значимых изменений. Выпускники Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского), они успешно работают более 35 лет. В совместных проектах каждый из них всегда сохраняет индивидуальный узнаваемый стиль и метод работы.
Как и всякий раз, создавая новый образ, художники формируют его структурно, учитывая сложные взаимодействия объекта и среды, следуя от конструкции к пластике и встраивая его в соответствующую систему координат. Пространство зала «Тоннель» было выбрано авторами не случайно. Оно позволяло лучше раскрыть пластическую идею экспозиции. Грубые блоки стен, черный потолок, бетонный пол, трубы отопления, провода коммуникаций и электропроводки и прочие атрибуты технического помещения подвального этажа создают атмосферу грубой естественности и непритязательности внешнего, на фоне которой разворачивается проект. Он захватывает зрителя внутренней динамикой работ и причудливыми ритмичными изгибами красной линии, пронизывающей экспозицию и задающей зрителю вектор движения в узком пространстве галереи. Красная линия фокусирует внимание на каждом повороте, дающем неожиданный ракурс, открывающий новое видение. Встающие на пути черные и белые экраны дела
ют движение не таким стремительным, фокусируя наше внимание на фрагментах экспозиции в общем пространстве. Живопись Виталия Орешина, фиксирующая внутреннюю концентрацию означенного момента, полна раздумий, вопросов, смутных ассоциаций. Будто опрокинутый на человека космос, она остается непознаваемой и неопределимой до конца. Она требует достаточного мужества и от зрителя, оказавшегося перед бесконечностью и неизвестностью Вселенной. Внутри проекта она выглядит фантастическим миром, ставшим реальностью. Это придает общей атмосфере проекта таинственность, многомерность смыслов и слегка тревожное напряжение от осознания неизвестного, подобные ощущениям от фильмов Тарковского.
Супрематичные объекты Натальи Терещук иные по настроению, они словно восклицательны. Формально четкие ритмичные объемы с глянцевыми поверхностями, активные цвета, они точны, как знаки, и в то же время эмоционально-лиричны, как выражения головокружительной геометрии чувств. Ясность формы и острота линий подчеркивают материальность объектов, определенность мыслей художницы. Если живопись Виталия затягивает своей глубиной, то произведения Натальи находят иной способ для контакта и взаимодействия со зрителем. Они словно приглашают разделить радость от игры со светом и тенью, от отчетливых модуляций цвета, от музыкального схождения и расхождения линий. Они возвращают зрителя в состояние «здесь и сейчас», переводят из медитативного созерцания живописи к аналитическому восприятию форм.
Наталья Терещук и Виталий Орешин преобразовывают экспозиционное пространство в многомерную структуру, вырастающую в сложное единство. Они наполняют его личными смыслами и задают ему движение. В целом пространство и экспозиционные объекты образуют неоднозначную и динамичную игру объемов, фактур, теней и света, вспышек цвета, тонких соотношений негативного и позитивного пространств, их иллюзорных и реальных взаимодействий, эмоциональных и ментальных перепадов. Созданный художниками образ двойственен: ему присущи материальность и нематериальность (идеальность), напряженность и равновесность, выражено пограничное состояние между очевидным и незримым. Связь проекта с авангардом прослеживается в принципах работы с выставочным пространством. Благодаря выявлению драматургии пространства выставка становится законченным и самодостаточным произведением, не только продуцирующим особую эмоцию, идею или атмосферу, но и предлагающим свою игровую стихию.
Авангард — язык, посредством которого получалось выразить абстрактные идеи в искусстве. Дизайн, отталкиваясь от конструктивизма и супрематизма, соединил идею и предмет, определяя для последнего степень функциональности. Дизайн как слияние духовной культуры и технологической, переход от художественно-миметического сознания к художественно-проектному осуществил перенос основных теоретических принципов беспредметного искусства в культуру повседневности.
В некоторых произведениях современного искусства видится пограничное состояние дизайна: чувствуется попытка ухода от абстракции, но нет приближения к функциональности. Дизайн становится абстрактной игрой, не имеющей никакой иной, кроме сугубо художественной, цели.
В проекте «Нон-стоп» постоянно улавливаемая балансировка материального и духовного, абстракции и вещи (в широком смысле) напоминает о зарождении дизайна в культуре авангарда, формировании его проектных основ и первоначальном обозначении его проблемного поля.
В своем проекте Наталья Терещук и Виталий Орешин опираются на проективные возможности архитектуры и дизайна, вбирающие в себя эстетические, эмоциональные, интеллектуальные составляющие. В задуманной ими предметно-средовой игре отчетливо звучат ноты современности, поскольку для того, чтобы почувствовать наиболее значимые, характерные тенденции своего времени, нужно непременно оглядываться назад и слегка предвосхищать дальнейшее развитие, чувствовать и понимать логику этого движения. В проекте «Нон-стоп» художникам удается уловить созвучие времени и предчувствие устремлений будущего в профессиональном поиске нового.
ДИ №5/2013