Регионы
|
Арт-овраг
Фестиваль новой культуры прошел в Выксе (Нижегородская область) в третий раз. Он длился три дня, но проект готовился в течение года — состоялись мастер-классы, конкурс на объекты в городской среде, встречи с художниками. Арт-опыт Выксы ― пример развития малых городов, стимулирования внутреннего туризма. Необходимость новых способов работы с городской средой стоит перед большинством городов мира. Все очевиднее продуктивность сотрудничества художников и муниципалитетов.
Показательно, что итальянские муралес и работы Бэнкси в Лондоне стали частью обязательных туристических маршрутов. Городской арт-проект позволяет включать местных жителей в работу со средой, участвовать в создании того, что они будут видеть каждый день, выходя из дома. Кроме того, знакомство с новыми техниками и видами художественного творчества предлагает и новые варианты семейного досуга. Так, несколько выксунских семей, прошедших мастер-класс по мультипликации в 2012 году, всю зиму посвятили этому занятию. Ирина Седова, глава фонда «ОМК-участие», одного из учредителей и организаторов фестиваля, подчеркивала важность именно таких результатов работы: не только улучшение городской среды, но и расширение возможностей самореализации для людей, которые не мыслят себя художниками. Тема фестиваля 2013 года ― «Город-сад»: этот утопический проект конца XIX века рисовал город будущего как пространство, сочетающее лучшие свойства и города, и деревни, сад-парк с населением не более 32 тысяч человек. В начале ХХ века по подобному плану были построены поселок Сокол в Москве, районы в Барнауле и Ростове-на-Дону. Идеи города-сада продолжают питать и новый урбанизм ― по-прежнему актуальны и пешеходная доступность, и развитие общественных пространств. Выкса с градообразующими металлургическими предприятиями и парком в центре города — интересный полигон для реализации подобной идеи. В настоящее время идет работа над эстетизацией и переосмыслением городских объектов. Включенные в работу местные жители расписали 50 скамеек для городского парка, изготовили скворечники, собрали «мусорного дракона» и т.д.
Во время фестиваля было задействовано 18 площадок, состоялось более 50 мастер-классов по разным предметам, включая рэп, современный танец, разнообразные художественные практики, проведены соревнования по пар-куру и маунтинбайку. Открылось пять выставок, среди которых «Тень зеленого города» Государственного музея архитектуры имени А.М. Щусева и выставка фоторабот из шорт-листа архитектурного конкурса «Балансирующий павильон» в реализованном проекте-победителе (автор ― испанский архитектор Хавьер Понсе). Павильон мобилен, сделан из переработанных материалов, он вандалоустойчив и соответствует главному требованию конкурса ― строение без фундамента. Архитектурный конкурс проводился впервые и вызвал большой резонанс среди архитекторов и дизайнеров из разных стран мира.
Также состоялся конкурс на лучший объект паблик-арта, в котором победила работа «VIVO» Натальи Хохоновой. Ее гипсовые отливки в форме огромного уха были установлены вокруг уже существующей в парке скульптуры скрипачки. Среди номинантов, реализовавших свои проекты на территории парка Сергей Яралов и Оксана Чепелик. С. Яралов сделал скульптуру-флюгер с надписями «Право-лево», неизменно правильный ориентир в пространстве. О. Чепелик (Украина) предложила «Сад близнецов» из объемных флюгеров-вертушек, образующих изображение человеческого лица, улыбающегося при одном направлении ветра и грустном при противоположном. «ВелоВыкса» ― общественный бесплатный велопрокат проекта Partizaning: «Вся система основана на доверии и понимании того, что велосипеды, велопарковки, как и сам город, принадлежат его жителям» (см. ДИ № 4 2013, с. 14).
В городе и парке создано уже около 100 граффити, скульптур и объектов. Чтобы осмотреть их все, требуется немало времени. «Арт-овраг» обозначил вектор своего развития ― создание творческой среды через совместную работу приглашенных художников и местных жителей. Однако, учитывая общую тенденцию, можно предвидеть, что организаторам придется преодолевать фестивальный характер события. Такие проекты, как «ВелоВыкса», показывают возможность работы с городской и социальной средой как повседневной практики.
Нина Березницкая
Арт-Пенза
В августе ― сентябре на территории туристического комплекса «Арт-Пенза» состоялся первый фестиваль современного искусства и творческих технологий, на котором была открыта галерея современного искусства и прошли обсуждения стратегии развития этого пространства. Международные симпозиумы по скульптуре, проводившиеся здесь уже 6 раз, создали мощный контент парка «Легенда», самого большого в России и одного из крупнейших в мире: 275 уникальных произведений из мрамора, гранита, дерева, металла, бронзы, выполненных 178 скульпторами из 59 стран мира. По итогам мультимедийного конкурса «Россия-10» парк вошел в топ 10 символов новой России, что свидетельствует о серьезных амбициях организаторов по продвижению своего бренда. Наработки прошлых лет любопытны, но, безусловно, главная интрига проекта ― как в дальнейшем будет использован потенциал места: здесь создана серьезная производственная база, есть возможность проведения масштабных событий, обеспечен постоянный поток зрителей. Фестиваль этого года включал Международный симпозиум скульпторов «Осень. Вдохновение. Пенза» (в нем приняли участие 73 скульптора и художника из 29 стран мира), панельную дискуссию «Новая культурная политика России», модератором которой выступил галерист Марат Гельман. Также состоялись круглые столы «Экспертная оценка стратегии развития проекта «Скульптурный парк “Легенда”» и «Переформатирование городских пространств» с участием экспертов школы архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка» (Москва).
Продолжением фестиваля современного искусства стал Первый молодежный кинофестиваль «Творческий процесс», организаторами которого выступили Фестиваль современного искусства и творческих технологий и Молодежный центр Союза кинематографистов РФ при поддержке Пензенского отделения Союза кинематографистов России. Состоялись показы и обсуждения короткометражных игровых и документальных фильмов о сложностях творческого процесса, снятых студентами и выпускниками ведущих творческих вузов, мастер-классы. Важной частью фестиваля стал воркшоп ― съемки участниками фестиваля короткометражных фильмов о Пензе и о скульптурном парке «Легенда», в которых также приняли участие актеры, журналисты, операторы, фотохудожники Пензы.
Ирина Сосновская
«Ижевская интервенция»
Исторически сложилось так, что дефицит выставочных площадок в Ижевске уже не первое десятилетие провоцирует художников создавать проекты, рассчитанные на презентацию в городском пространстве. Так в 2000-е ижевское арт-сообщество организовало несколько фестивалей современного искусства, прошедших непосредственно на улицах города.
В 2013 году главным культурным событием стал фестиваль уличного искусства «Ижевская интервенция». По мнению кураторов Елены Касимовой и Антона Пермякова, проведение фестиваля способствует развитию практик уличного искусства в среде художников и формированию у горожан интереса к публичному пространству. Эпицентром «интервенции» стал микрорайон Культбаза, центральная улица которого носит название Авангардная. Однако на сегодняшний день большинство домов на этой улице, построеных в 1950-е годы, находится в плачевном состоянии.
Участниками «Ижевской интервенции» стали представители местного арт-сообщества, а также художники из других городов: Никита Номерз (Нижний Новгород), Павел Rtue (Севастополь), Рустам Салемгареев (Казань), Вячеслав Мофф (Пермь), Дмитрий Косолапов (Москва). Владимир Дубосарский (Москва), Дамир Муратов (Омск) и Валерий Казас (Краснодар) поддержали фестиваль, прислав эскизы и инструкции по выполнению своих работ.
Во время фестиваля было реализовано более 30 проектов, среди них — росписи на стенах и объектах, постеры, инсталляции. Проходили показы, мастер-классы и лекции ижевских деятелей культуры и гостей города. Финальным мероприятием «Ижевской интервенции» стала презентация программы видеоарта ― экспериментальных музыкальных клипов местных групп начала 1990-х годов и современных видеоработ художников из Ижевска, Москвы и Хельсинки.
Параллельно основной программе развивается «Парк современного искусства» ― проект благоустройства неосвоенной территории, создание и установка скульптур и инсталляций из бросовых материалов.
Антон Пермяков, куратор фестиваля
Завод: искусство над рынком
В 2008 году известный в Саратове бизнесмен разрешил провести мероприятия «Ночи музеев» на территории полузаброшенного завода, который находится в его собственности. Событие запомнилось всем, и было решено перевести его в более официальное и коммерческое русло. Фестиваль современного искусства «Завод» сменил несколько площа-док и в этом году после паузы разместился в пространствах бывшего завода «Проммаш», над губернским вещевым рынком, на этаже, где функционирует дизайнерский проект «Лестница».
Кураторы сознательно отказались от отбора участников и цельной концепции. Современное искусство было представлено видеофиксацией акций Михаила Ле Женя, работами DIGITALINA и группы РЕПА, графикой Александра Баюна-Гнутова и еще несколькими произведениями.
Алексей Трубецков
«Мир — текст — музей»
Выставка «Мир. Текст: 5 способов выйти на свободу» обобщает результаты исследовательского проекта «Мир ― текст ― музей», победителя IХ грантового конкурса Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» (руководитель проекта Андрей Рымарь). Почти год участники проекта вместе с поэтами и художниками разными методами исследовали литературный процесс последних пятидесяти лет, чтобы понять, как поэты видят реальность и каким образом превращают увиденное в текст.
В литературном музее на открытой площадке усадьбы А.Н. Толстого ― неформальном центре современного искусства Самары ― разместились объекты «Стена между поэтом и народом», «5 Поэтических машин» и «Черная комната», позволяющие взглянуть на мир глазами представителей той или иной поэтической школы, а также попробовать себя в роли поэта. Эта выставка — о том, как устроены современный мир и современная поэзия. Здесь можно опробовать творческие методы Дмитрия Пригова, Льва Рубинштейна, Андрея Родионова, Линор Горалик, Ольги Седаковой и других столпов современной поэзии.
Цель выставки ― дать возможность обнаружить скрытые связи между словами, овладеть техниками коллажирования необработанных слов и вещей, чтобы воспринять главное послание современной литературы: этот мир еще не закончен. Каждая вещь может стать источником вдохновения и поводом для творчества. На выставке можно проследить эволюцию неподцензурной литературы с 1950-х годов до наших дней, принципиальные методы порождения текста.
«Стена между поэтом и народом» интерпретирует границу между искусством и жизнью, рассматривая ее как серию экспериментов по перемещению этой границы. Пять «поэтических машин» — инсталляции о пяти литературных течении. Начиная с лианозовской школы, ее интереса к простым вещам и словам, стремления не только «создавать искусство», но и обнаруживать его в окружающем быте.
В «машине концептуализма» вслед за Приговым и Рубинштейном мы уходим из мира вещей в мир языка и осваиваемся в вавилонском столпотворении разных традиций и способов мышления, учимся замечать готовые модели, которыми оперируем.
«Машина нового эпоса» ― своего рода устройство для слушания современной России, голоса рассказывают истории, часто довольно травмирующие. «Машина новой искренности» дает возможность приобщиться к опыту поэтов постконцептуализма, пытающихся преодолеть зацикленность культуры на самой себе. Превратить слово в перформанс, в жест, сделать его фактором, меняющим отношения между отдельными людьми и социальными группами. Другой модус отношения к слову задает «Машина метареализма». Современная поэзия обращается к опыту синкретической эпохи, переосмысляя древние символы, чтобы вернуть миру целостность. В «Черной комнате» можно услышать голоса поэтов, посмотрев архивное видео. «Свобода есть», ― писал один из представленных в экспозиции поэтов Всеволод Некрасов. И она ближе, чем кажется.
Игорь Сорокин
«Территория совместных действий»
В Ростове-на-Дону состоялся третий городской фестиваль современного искусства, организованный галереей 16thLINE. Он объединил 25 художников из России, Японии, Австралии, Англии, Германии, Франции, Чехии и Украины. В 2011 году галерея организовала фестиваль видеоарта «MOVEyourLINE», в августе 2012 года ― фестиваль уличного искусства «Макаронная фабрика». Проект «Территория», как и предыдущие, продолжает тему городского пространства. Кураторы Мария Сигутина и Лейли Асланова предложили рассмотреть художественный язык в качестве инструмента изменения реальности. Основным проектом фестиваля стала одноименная выставка «Территория совместных действий». Все представленные здесь работы условно можно разделить на три группы.
В первой художники исследуют связь городской и личной идентичности. Они предлагают задуматься о том, как мы взаимодействуем с местом, где живем, родились или росли, убеждают, что, улучшая свою среду обитания, мы улучшаем и себя. Вторая часть ― документация ряда коллективных акций, предпринятых художниками с целью реального воздействия на местную ситуацию. Третий блок посвящен видению будущего и его проявлениям в повседневной жизни. Специальный проект фестиваля ― выставка «36 часов» в CreativeSpace. PRO, в рамках которой каждый посетитель мог в течение 36 часов принести и выставить предмет, соответствующий его представлениям о современном искусстве, и за два с половиной дня в экспозиции оказались 30 работ.
ДИ №5/2013