×
«Миф и реальность»
Томас Арутюнян

В Москве, в галерее «Беляево» с 16 по 27 октября будет экспонирована выставка ливанского художника армянского происхождения Раффи Токатляна. Редакция предваряет открытие выставки статьей куратора.

Выставки скульптуры Раффи Токатляна под общим названием «Myth & Reality» состоялись в Ливане, Швейцарии, Японии, Италии. Наиболее эффектно и органично работы были представлены в Венеции в палаццо Зенобио. Экспозиция в США выявила новые грани творчества скульптора. Так, американский писатель Джонатан Гудман увидел в работах Токатляна «сочувствие ко всему человечеству, пытающемуся преодолеть свои слабости». И действительно, яркое творческое воображение вкупе с поэтическим, мифологическим восприятием мира, искусства наделяют гротескные образы гуманистическим содержанием, теплом, сочувствием. Гуманистическое мироощущение было воспитано в Раффи с детства его дедом — художником. Семья в годы Первой мировой войны оказалась в вынужденной эмиграции в Ливане, но хранила память о родной Армении, о древних храмах.

Все творчество пронизано состраданием к человечеству, особенно явственно оно звучит в таких работах, как «Свобода духа», «Третий глаз», «Судьба», «Предостережение о черной судьбе человечества»… Человек у Токатляна чувственен, импульсивен, подвижен, исполнен противоречивых чувств, мыслей, это человек вопрошающий. В московской экспозиции будет представлен также цикл аллегорических произведений скульптора — «Исчезновение королевства», «Секрет, скрытый маской». Эти сравнительно небольшие скульптуры с обобщенными формами обладают монументальной значительностью, их легко представить в городской среде. Профессиональное становление скульптора предопределило его склонность к средовым решениям. Окончив дизайнерский факультет Бейрутского университета, Токатлян продолжил учебу в Парижской школе изящных искусств. В этот период художник открывает для себя Родена и Джакометти, Босха и сюрреалистов, которые в значительной мере повлияли на его художественное мировоззрение. На родину, в Бейрут, скульптор возвращается полный идей, и здесь начинается период особой творческой активности. Он смело интерпретирует образы греко-римской мифологии, экспериментирует с материалами и способами их обработки.

За прошедшие годы художником созданы тысячи графических работ. Техника их исполнения и материалы варьируются: карандаш и пастель, акварель и уголь, и даже такие нетрадиционные материалы, как, например, молотый кофе. Рисование для Токатляна — это и способ решения пластических задач, и возможность визуализации мелькнувшей идеи, и средство поиска образного решения, и поле для свободного воплощения тактильных импульсов. Потому художественный результат может оказаться и натурной штудией, и проектом будущей скульптуры, и абстракцией, но это всегда итог виртуозного владения рисунком, в котором, по словам Дж. Гудмана, «форма и эмоции тесно переплетены». Токатлян — художник большого творческого диапазона, он сочиняет музыку, пишет эссе и серьезно увлекается альпинизмом — в его активе покорение снежных вершин Арарата и Килиманджаро.

Токатлян — большой поклонник русского искусства и культуры в целом, в немалой степени этому способствовали его поездки в Санкт-Петербург и Москву, он также в курсе современных тенденций в творчестве российских коллег. После серии выставок в ряде стран Токатлян представляет свои работы российским зрителям и коллегам, в столичной галерее «Беляево» экспонируются 19 бронзовых скульптур и 25 графических работ.

​ДИ №5/2013

13 октября 2013
Поделиться: