×
От века XVII к веку XXI
Петр Баранов

Одно из привычных мест посещения советскими художниками, не только московскими, но и приезжавшими из многих городов страны и особенно из республик, был старинный двухэтажный особняк в стиле русского классицизма на Гоголевском бульваре, дом 10, где находилось Правление Союза художников СССР. В парадных залах проходили небольшие выставки, обсуждения, в актовом — собрания, просмотры фильмов, творческие вечера. В отдельных кабинетах по сторонам узких коридоров трудились председатель союза, секретари и их референты по разным направлениям деятельности — выставочной, зарубежной, по работе с молодежью и т.п.

Здесь оценивали профессиональные достоинства, выделяли и отбирали наиболее сильных и талантливых. Благодаря хорошему ресторану (на первом этаже слева от входа) это место постепенно превратилось в «дом художника», своеобразный элитный клуб, куда заходили художники, искусствоведы и их друзья встретиться, отпраздновать открытие выставки и другие торжества. В 1990-е годы дом больше походил на коммунальную квартиру: рядом сосуществовали Творческий союз художников, Ассоциация искусствоведов, российская комиссия по делам ЮНЕСКО, туристические агентства и выставочный зал. Но поменяв хозяина, в 2009 году особняк стал площадкой Государственного музея современного искусства РАХ. Его пространство изменилось: исчезли коридоры, появились красивые анфилады и просторные залы. Здание получило иную функцию, став одним из наиболее престижных художественных пространств Москвы. Здесь стали проходить выставки мастеров разных поколений — от приверженцев классической эстетики до носителей концептуальных решений. Среди них Константин Худяков, Йозеф Бойс, Виктор Пивоваров, Леонид Соков, Дмитрий Цветков, Айдан Салахова, Александр Рукавишников, были показаны большие зарубежные проекты. Летом 2012 года в музее прошла ретроспективная выставка коллекции ММОМА, где были представлены крупнейшие русские художники первой половины XX века. Это старинное здание обрело новый смысл, так как его в своем метакультурном диалоге использовал Зураб Церетели, разместив во внутреннем дворе скульптурную композицию «Жены декабристов. Врата судьбы» (2008) и часовню Святого Георгия в окружении скульптур святых и деятелей церкви. Церетели принадлежит к мастерам, для которых этот дом стал родным еще в 1970-е годы. Этим шагом скульптору удалось объединил свое произведение на историческую тему с историей здания, сохранившегося до наших дней благодаря памяти о том, что здесь собирались декабристы. Мраморную доску на доме видели все и множество раз, использовать этот факт в контексте своего произведения удалось только однажды. Классицистическая архитектура и история здания стали работать на образ скульптурной композиции, укореняя ее в московской среде и наполняя дополнительным значением. Старинный дом превращается в смысловую прелюдию — пропилеи. В контексте диалога художника Церетели с историческими реалиями становится важным все: история особняка, определение его архитектора, память о несохранившейся церкви, о событиях, связанных с этим местом. Смыслы постепенно выявляются и множатся.

История особняка

Здание1, известное по художническому «на Гоголевском», раньше именовалось «дом Цурикова». В XVII веке на этом участке стояли каменные палаты, в 1790-е годы ставшие основой центрального дома усадьбы. В 1793 году владение принадлежало княгине Прасковье Васильевне Вяземской, а с 1800-го — действительному тайному советнику Егору Лаврентьевичу Цурикову. В плане этого года была только правая часть здания — полуциркульный одноэтажный флигель. В 1802 году дом числился за вдовой Цурикова — Авдотьей Дмитриевной. Тогда же полуциркульное строение завершили и соединили с правой частью дома.

В 1806 году оно перешло к князю Николаю Григорьевичу Вяземскому. В 1808–1810 годах здесь жил подполковник М.П. Нарышкин — отец декабриста М.М. Нарышкина, домом владела его жена — В.А. Нарышкина (урожденная Волконская). В 1812 году дом сильно пострадал от пожара, в 1814-м его отремонтировали. У жившего здесь декабриста М.М. Нарышкина бывали К.Ф. Рылеев, декабристы Е.П. Оболенский, И.И. Пущин, друг Пушкина, и другие представители их круга. В этом доме в январе 1826 года был арестован М.М. Нарышкин. После смерти В.А. Нарышкиной (1827) ее наследники в 1830 году продали дом удельной конторе. Выстроенное в своей основной части здание в XVIII веке получило ампирное добавление. До Октябрьской революции дом принадлежал Министерству народного просвещения. Здесь у начальника удельной конторы И.И. Маслова в 1850–1870 годах останавливался, приезжая в Москву, И.С. Тургенев. Гостями были А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, А.Н. Плещеев, А.А. Фет, Я.П. Полонский и другие деятели русской культуры. В 1936 году на фасаде здания появились окна, пробитые из антресолей, в 1948-м были перестроены службы.

На стене дома установлена мраморная доска с изображением кандалов, переплетенных веткой лавра, — память о собраниях тайного общества декабристов, на другой мемориальной доске на сером граните — барельеф И.С. Тургенева.

Несмотря на то что долгое время авторство особняка приписывалось кругу Матвея Казакова, исследовательские работы по памятнику ранее практически не проводились. Но сейчас есть основания предположить большую роль именно Казакова в создании гармоничного и приподнятого архитектурного образа этого дома, относящегося к заметной в окружающей городской среде усадьбе.

Описание зданий Матвея Казакова подтверждает предположение об участии великого зодчего рубежа веков в строительстве данного особняка. Созданные им проекты свидетельствуют о стремлении автора придавать постройкам торжественный характер. Зодчий добивался этого ритмическим повторением одинаковых форм, строгостью решений фасадов, где выделялся лишь небольшой фронтон. Он разработал новый тип городского жилого дома, стал использовать такой архитектурный объем, как ротонда, не только в культовых, но и в общественных и, главное, гражданских сооружениях, применял свои приемы отделки интерьеров.

Казаков нередко использовал готовые решения из различных увражей. Особенно популярны были альбомы знаменитого в то время французского зодчего Нефоржа2.

В последующем десятилетии Казаков творчески развивал стилистические черты классицизма. В 1790-х годах им был создан дом на Петровке, напротив Высоко-Петровского монастыря, для уральского заводчика М.И. Губина. Это здание, как известно, сейчас занимает Московский музей современного искусства.

До наших дней дошли одиннадцать «Архитектурных альбомов» М.Ф. Казакова. Благодаря им, а также сравнивая сохранившиеся сооружения зодчего, можно проследить эволюцию архитектурных приемов Казакова. Городская усадьба Цурикова считалась одним из лучших «партикулярных строений» Москвы конца XVIII века, она вошла в число 103 зданий, напечатанных в «Архитектурном альбоме» Казакова. Это позволяет отнести ее к выдающимся образцам архитектуры русского классицизма. Перед нами одно из идеальных индивидуальных строений своего времени.

Двухэтажный кирпичный жилой дом возведен на высокой стороне Гоголевского бульвара. Его выделяет характерный желтый с белыми деталями цвет оштукатуренных стен. Большое, массивное, почти лишенное декора здание с колонным портиком — этакий «дом-сундук», доминирующий над остальными хозяйственными и надворными постройками, полностью отвечает задачам городской усадьбы. Но обычно главный дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

Центральная часть имеет массивный портик с фронтонами, шестью колоннами коринфского ордера, ритмично повторяющимися с равными интервалами. Стволы колонн гладкие, капители лепные, базы стоят на кубообразных постаментах. На стене здания шесть пилястр того же ордера, повторяющих ритм колонн. Портик выступает из плоскости стены, выходящей на красную линию улицы. В центральной части фасада пять окон удлиненных пропорций с полуциркульным завершением. Под окнами помещены ажурные балюстрады. Скульптурный декор был предусмотрен как для фасада здания, так и для интерьера. На фасаде под окнами верхнего этажа (пробитых позже) первоначально располагался орнамент в виде полосы двуглавых орлов (орнамент не сохранился).

На фронтоне был двуглавый орел с распластанными крыльями и дата — «1810 год» (последние сняты в 1936 году); орлы также входят в композицию рельефных панно на стенах здания. Они были добавлены, когда владение перешло от Нарышкиных в Удельное ведомство. Тогда же построен служебный корпус на северной границе участка, выходящий на бульвар торцом.

Нижняя часть фасада обработана рустом. Дворовый фасад дома в свое время имел ордерную обработку, слабое воспоминание о которой еще остается в уцелевших лепных деталях; этот фасад раньше выходил в бывший здесь парк. Нижний этаж дома сохраняет сводчатые перекрытия прежнего дома XVII века. Интересно рассмотреть интерьеры памятника архитектуры, где заметны этапы строительства и видны сводчатые потолки подвалов еще XVII века. Планировка верхнего этажа, построенного в XVIII веке, сильно искажена переделками. Разрушены были белокаменные карнизы. Внутри все помещения сейчас переоборудованы. В большом зале сохранился карниз, который при сравнении с другими зданиями Матвея Казакова очень близок его стилю. Заметим, классицизм Казакова целиком заимствованный, «увражный»: зодчий не был за границей и мог пользоваться только увражами — альбомами чертежей, привезенными из Европы. Его талант как раз и проявился в умении создать из чужих элементов свой стиль, и иначе, чем другие, собирать «классицистический конструктор».

Особенно интересен вестибюль, который до начала 1990- х годов сохранял свой первозданный вид3. К сожалению, многие первоначальные детали убранства уничтожены. На плане Москвы «с показанием каменных обывательских строений, уцелевших от пожара 1812 г.»4, «дом Цурикова» показан как сохранившийся, но с большими утратами. Это позволяет предположить, что основным переделкам здание могло подвергнуться при его восстановлении после нашествия Наполеона. Главный корпус получил портик из шести колонн, которые покоятся на мощных постаментах и увенчаны пышными коринфскими капителями, что придало зданию новый градостроительный масштаб.

Отстраиваемая заново Москва определяла в то время архитектурный вкус и «моду» всей империи, она отходила от раннего классицизма. В здании использованы очевидные «казаковские» формы, но без архивных документов его авторство не считается доказанным, хотя множество особенностей, таких как лепной карниз, маленький купол на лестничной площадке и другие приемы, составляют характерный почерк именно М.Ф. Казакова.

Нам интересна жизнь этого памятника в 1820-е годы, когда он был во владении М.М. Нарышкина: при нем дом стал «московским пристанищем декабристов». Именно этим фактом скорее всего руководствовался Зураб Церетели, устанавливая во дворе памятник «Жены декабристов». Врата судьбы». Скульптор ввел его в наративный контекст с памятным местом встреч декабристов, по сути, домом, сыгравшим поворотную роль в их судьбах при подготовке восстания 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге на Сенатской площади.

Смысл и значение данной композиции автор передал одной фразой: «Это мой дар женщинам нашей страны, я хотел подчеркнуть их патриотизм». И что бы ни выставлялось в залах музея, вид из окна демонстрирует эту фигуративную линию в искусстве современности, утверждает скульптуру как существенный вид искусства, важность исторической темы для художника.

Часовня, посвященная святому Георгию и предназначавшаяся для установки над комплексом «Охотного Ряда», во дворе казаковского дома оказалась очень уместной и даже выполняет функцию возрождения церкви Ржевской Божьей Матери5, которая стояла здесь до 1929 года на месте дома № 8.

Говоря о часовне, созданной в наши дни, интересно вспомнить ряд церквей, построенных на этой улице с XVII до конца XIX века. До переименования бульвар носил название «Пречистенский», в честь церкви Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичьем монастыре.

Новая часовния сделана из стекла с металлическим каркасом и имеет в плане квадрат. Создание церковного сооружения по последнему слову техники представляет Церетели не только как скульптора и живописца, но и как зодчего, чей новый архитектурный проект вписывается в старинный усадебный ансамбль Москвы.

Задуманные первоначально без специальной привязки к данному пространству, оба эти произведения создали своеобразную, эмоциональную среду, органично соединившись с историческим местом, традиционно связанным с памятью о послепожарной Москве, победе над Наполеоном и трагедии декабристов и их близких. Выбор художника здесь имеет первостепенное значение. Возможно, взгляд — чуть со стороны — позволяет Церетели быть зорким к темам, имеющим масштабное значение.

Дом — символ предчувствия крупной исторической трагедии — получил в скульптурной группе завершение, договоренность темы, что особенно заслуживает уважения, так как оценка многих исторических событий на памяти последних поколений менялась кардинально. В этом заключается сложность для сегодняшнего художника, берущегося за историческую тему как главную среди академических жанров. Но Церетели удается найти точную тему и связать ее с историческим местом, скульптура, в свою очередь, создает плотную концентрацию памяти через воссоздание образов. Художник помогает зрителю найти нравственную опору в истории. Творчество Зураба Церетели, безусловно, оказывало влияние на художественную жизнь особняка.

1Здание является объектом культурного наследия федерального значения, хотя с годами многое утратило в своем облике, но поныне представляет значительный историко-архитектурный интерес.

2Такой увраж был куплен для Экспедиции кремлевского строения.

3Сейчас же части интерьера можно найти в различных музеях и частных собраниях, к примеру, два великолепных ампирных канделябра выставлены в Музее классического и современного искусства «Дом А.Н. Бурганова», что-то попало в государственные фонды.

4Ориентировочно датируемом архитектором Н.Д. Виноградовым.

5Церковь названа в честь чудотворной иконы из деревни Клочки под Ржевом. В 1540 году икону перевезли в Москву, где с нее сделали список, затем помещенный в церковь в Чертолье. В 1686 году церковь сгорела и была перестроена заново в камне окольничим Петром Тимофеевичем Кондыриным. Позже к ней были пристроены приделы Алексея, человека Божия, и святого Николая Чудотворца. В 1896–1898 годах архитектор А.А. Никифоров строит вновь трапезную и возводит шатровую колокольню. Особенно примечателен во внутреннем убранстве церкви был белокаменный иконостас со стеклянной мозаикой, сооруженный академиком живописи В.Д. Фартусовым.

ДИ №4/2013

17 августа 2013
Поделиться: