В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка «Прерафаэлиты. Викторианский авангард». Масштабная экспозиция, в которую вошли лучшие и наиболее известные произведения представителей так называемого братства прерафаэлитов. Это не только уникальный шанс вживую увидеть картины, крайне редко покидающие пределы Британии, но и возможность изучить роль и место прерафаэлитов в контексте европейского искусства второй половины XIX столетия.
|
Название выставки предлагает сделать акцент на новаторских методах прерафаэлитов. Действительно, при всем внешнем ретроспективизме — программном обращении к стилистике Кватроченто и традиционным евангельским сюжетам британские художники оказались смелыми экспериментаторами, оставив далеко позади своих коллег во Франции и Германии.
Основанное в 1848 году «Братство прерафаэлитов» по праву можно считать первым авангардным движением в Европе. Группа молодых британских художников, каждый из которых обладал своей творческой харизмой, хотела изменить не только принципы современного искусства, но и его роль в социальной жизни общества. Подобно творческим объединениям ХХ столетия прерафаэлиты открыто декларировали свои художественные задачи и занимались разными видами искусства.
До середины 1850-х годов лидерами «Братства прерафаэлитов» были художники Джон Эверетт Миллес (1829– 1896), Данте Габриэль Россетти (1828–1882) и Уильям Холман Хант (1827–1910), а также их старший друг и наставник Форд Мэдокс Браун (1821–1893), который формально никогда не входил в братство, но разделял многие его устремления.«Братство прерафаэлитов» — уникальное явление в европейской художественной культуре середины XIX столетия. Созданное по средневековому принципу ремесленного и духовного содружества объединение быстро вышло за рамки религиозного искусства. Представители братства вдохновлялись шедеврами итальянской живописи Раннего Возрождения. Но уже на раннем этапе они значительно расширили традиционный круг христианских сюжетов и обратились к новым темам, основанным на литературных источниках и социальной проблематике. Использование принципиально новых методов и художественных техник и свободное владение наследием прошлых эпох, будь то живопись Кватроченто, полотна Тициана, готический орнамент или японский фарфор, позволили прерафаэлитам пройти интенсивный путь развития от романтизма 1850-х к основополагающим стилям рубежа столетий — символизму и модерну. Задолго до своих коллег на континенте британские живописцы задумались о самостоятельной эстетической ценности художественного образа.
Новаторские идеи прерафаэлитов вынудили общество пересмотреть традиционные представления о роли и предназначении изобразительного искусства. Интерес к состоянию современного общества, вопросам пола и сексуальности, к расовым и имперским проблемам; диалог с искусством фотографии, исследование путей адаптации и синтеза; стремление поставить под сомнение общепризнанные ценности и идеалы красоты; попытка выявить взаимосвязь современного искусства и искусства прошлого — все эти актуальные проблемы искусства и культуры нашего неспокойного времени активно затрагивались и в творчестве прерафаэлитов, представителей викторианского авангарда, в те времена, когда рождалось современное общество.
В начале XXI века во всем мире значительно возросло внимание к живописи Великобритании. Ошеломительный успех молодых британских художников на международной арт-сцене пробудил интерес к истории английского искусства в целом. При ближайшем знакомстве оказалось, что нация, на протяжении нескольких столетий существовавшая почти что в добровольной культурной изоляции, регулярно опережала самые смелые творческие поиски континентальных художников. Не случайно «революционные» французы — барбизонцы и импрессионисты — считали своим долгом совершить образовательную поездку в Лондон: полотна У. Тернера и Д. Констебла и прерафаэлитов поражали неожиданными новаторскими решениями. В то же время из-за некоторого ретроспективизма, изначально заложенного в программу «Братства прерафаэлитов», широкая публика долгое время воспринимала это художественное объединение как некое эклектичное, сугубо локальное явление британской культуры. Однако в начале XXI столетия ситуация в корне изменилась. Тотальная мода на абстрактное и концептуальное искусство, характерная для конца прошлого века, уступила место интересу к более традиционной, фигуративной живописи.
Художественные направления, еще недавно незаслуженно считавшиеся консервативными и ретроградными за одно только наличие сюжета потребовали более углубленного изучения и тщательного анализа. На этом фоне история прерафаэлитов, оказавших значительное влияние на формирование искусства символизма и модерна, обрело новую жизнь.
Их творчество является примером иного пути к обновлению живописи, неизвестного в России, традиционно более тяготевшей к французской школе, а смелые художественные решения, достигнутые в области декоративно-прикладного искусства, остаются актуальными и для современного дизайна.
ДИ №4/2013