Увидеть за реальностью условное — задача международного видеофестиваля «Сейчас&Потом», который в очередной раз собирает художников из разных стран в пространстве ММОМА. В этом году его тема «Между образом и личностью», предполагающая учитывать и постмодернистский дискурс, и нарративность, и эксперимент, и критику социальных отношений, и воспроизведение капиталистического дисбаланса, рыночного обмена, гендера, политической нестабильности — словом, все проблемы, которыми оперирует современное искусство.
|
Работа, которая может считаться своеобразным кредо фестиваля, претендующего на объективную позицию по отношению к визуальному искусству — «Манифест» украинской художницы Оксаны Чепелик. Это фильм о догмах в искусстве и их преодолении, построенный как серия одинаковых перформансов. Простая работа, поражающая прозрачностью высказывания, ставит вопросы, как указано в экспликации, «о сервильности искусства». Однако думается, что эта проблема, если и существует, то в большей степени касается не предписывающей функции искусства, а возможности провозгласить свободу выражения, поведения и художественного манифеста. В работе российской художницы Марины Руденко «Inter View» искусство превращается в демонстрацию рекламных форм, когда условность становится лишней эстетической категорией. Эта авторская ирония, когда в одной руке Руденко держит мертвого поросенка, а в другой — его симулякр (резиновую игрушку, при нажатии на которую раздается звук), символизирует состояние российского искусства, которое априори является закрытой визуальной системой. Фестиваль выявил особый интерес визуального искусства к социальной форме высказывания. В предисловии к каталогу манифести-руется, что критический взгляд направлен на преобразование действительности, а также фиксируется взаимопроникновение разных медиа. Однако критическую позицию в представленных видео и медиаискусстве можно отчасти соотнести с воздействием рекламного характера: в них совмещено то, что видит зритель, с тем, к чему его призывают. Изображение оказывается аналогично повествованию — оно включает в себя прописанные заранее ассоциативные связи. Об этом работа Нила Брайанта «Пока, покупки», в которой речь идет об определенном продукте, подверженном деформации рекламой.
Но эта деформация касается только восприятия продукта, который, естественно, не потерял свои свойства, но утратил актуальность. В работе Дмитрия Булныгина ежедневные контакты с рыночной экономикой ассоциированы с посещением дантевского ада. Хаим Сокол, продолжающий цикл диалогов с иммигрантами, предлагает рассмотреть отношения между привилегированной расой и дискриминируемыми. Задаваемый автором контекст касается права и ответственности в современном социуме. Определенного рода притеснения, которые испытывают иммигранты, у Сокола превращаются в скрытую форму их восстания, у французской художницы Селин Труалле — в художественное отстранение: героиня ее фильма, живущая во Франции, дочь испанцев, воспитавших ее в Марокко, исполняет песню, повествующую о незавидной судьбе аутсайдеров. Определенная обнаженность идеи, как будто балансирование на краю пропасти, демонстрация собственной боли и недоумения от того, что происходит в реальности, и перевод ее в банальность, в формальность, как в работе художника Шен Вея «Пузырь». Автор акцентирует внимание на усилии воли, которого не хватает для выявления социального неравенства.
На видеофестивале «Сейчас&Потом» возникает и тема вытеснения визуального образа. Она связана с возможностью выражения социальной позиции и в данном формате обретает наиболее прогрессивные и радикальные формы.
ДИ №4/2013