×
Бомбилы-передвижники
Антон Николаев

«Бомбилы-передвижники» — название артивистского экспериментального проекта, в ходе которого мы с партнером по группе Александром (Супергероем) Россихиным ездили по малым городам России с целью понять страну и найти язык для описания реальности. Эти поездки были отмечены деятельным участием художников Владимира Дубосарского и Виктории Ломаско и привели к созданию нескольких десятков видеоработ и графических листов разного авторства и качества.

Название «Бомбилы-передвижники» принадлежит Владимиру Дубосарскому, что вкупе с финансовой поддержкой, консультациями делает его продюсером проекта. Общий пафос — критика избыточной централизации страны, в результате чего происходит оттягивание ресурсов у райцентров, а это, в свою очередь, превращает крупные города в своеобразные адцентры (образец «бомбильского» юмора), в которых население оторвано от своих корней.

Толчком к изучению страны с помощью поездок в районные центры стала прочитанная в конце 1990-х заметка Вячеслава Глазычева о малых городах Поволжья. Исследователь отметил интересный факт: дикий разброс цен на услуги, связанные с досугом — билет на дискотеку, кино, стоимость визита к проститутке и т.п., причем эти цены могли отличаться в десятки раз в разных райцентрах без корреляции с уровнем жизни и прочими социальными показателями.

Мы с Супергероем еще студентами факультета почвоведения МГУ мотались по летним практикам и уже знали, что организация небольшой экспедиции упиралась лишь в цены на бензин и еду в недорогих придорожных кафешках, к которым мы испытывали особую любовь. Как-то мы даже совершили небольшое путешествие в Калужскую область, чтобы снять фильм «Скромное обаяние Борща», роуд-муви с элементами мюзикла, в котором рассказывали, что «бомбила» на трассе всегда найдет что покушать, в отличие от известных бунюэлевских героев. Но это было позже, а тогда мы с Сашей организовали несколько поездок вглубь страны, пытаясь оформить их как журналистские командировки. В одной из них мы отвозили беженцам из Чечни, обосновавшимся лагерем в тверском селе Серебряники, собранные волонтерами неправительственных организаций продовольствие и еду. По материалам поездки была сделана инсталляция для выставки «Субъективное время» в сентябре 2005 года в галерее «М´АРС» под кураторством Василины Аллахвердиевой. Мы выставили на суд зрителей отчет о поездке, которую представляли в качестве мистического действа, кое должно прекратить террористические акты. Приблизительно в то же время мы сформулировали наш первый манифест о том, что жизнь в машине (в тот период мы с Сашей жили в машине) выводит человека из паутины социальных связей и создает новую оптику восприятия реальности. Также было принято решение отказаться от идеи с гонорарами за статью как отвлекающую от основной цели экспедиций.

На нас сильнейшим образом повлияли видеоработы Владимира Дубосарского. Художник показал, как можно с помощью малобюджетной камеры или даже сотового телефона тончайше описывать реальность. На какое-то время мы с Александром переключились на работу в проекте «Верю», потом увлеклись уличным акционизмом. Однако после того как товарищи из группы «Война» сделали «Пир» в метро, стало понятно, что с уличным акционизмом коллеги справятся и без нас. Мы вернулись к идее провинциальных поездок и заявили на профсоюзном собрании, что «бомбилы» отказываются от акционизма в пользу арт-группы «Война» и уходят в провинциальный проект, в котором меняют тактику линейных провокаций на фиксацию реальности. Опираясь на данные Глазычева, я пытался объяснить, что за годы, прошедшие со времени распада Союза, жизнь в центре и провинции разошлась настолько, что для столичных жителей жизнь провинциалов представляется непрекращающимся перформансом. Этот перманентный перформанс ценен сам по себе и не нуждается в дополнительных провокациях художников, но требует вчувствования, особого художественного отношения.

На первом этапе мы всерьез пытались искать теоретические основания. В 2007 году мы с Супергероем обозначили формат проекта как попытку соотнести собственную невменяемость (отсылка к Фуко) с невменяемостью страновой. Как было сказано в манифесте проекта, «точки этой страновой невменяемости спорадически разбросаны по городам третьего уровня — райцентрам, местам, где обрывается имперская инфраструктура. И там, где эта инфраструктура (дороги, связь, система осуществления власти), которую иногда хочется сравнить с проводами, заканчивается, есть такие места, где люди как бы повисают на обрывках проводов, иногда даже оголенных, и эту невменяемость чувствуют непосредственно руками и телами, по которым периодически бьют разряды бессмысленного тока. Из центра совершенно непонятно, что с этим делать — ехать самим и налаживать коммуникацию? Хотя бы на уровне культурного обмена. Они знают язык нашего общения, потому что получили стандартизованное образование, а мы их — нет».

Позже выяснилось, что этот проект практически идеально укладывается в логику деколонизации, разрабатываемой рядом латиноамериканских мыслителей. В России есть замечательный популяризатор этих испаноязычных теорий — Мадина Тлостанова. Это она рассказала нам, что применение методов деколонизации по отношению к провинциальным сообществам в России обсуждалось на конференциях.

Первая экспедиция «бомбил-передвижников» была в Ржев. В 2002 году я находился в этом городке в командировке, чтобы собрать материал для статьи о конфликте вокруг немецкого кладбища. Город показался мне квинтэссенцией провинциальной заброшенности. К визиту в Ржев подвигло также знакомство с местным журналистом Павлом Бронштейном, бессребреником-энтузиастом, популяризатором андеграундной жизни. Павел познакомил нас с местными рок-звездами: обладательницей не по-женски хриплого баса Любовью Колесник и индастриал-панком Скуби. Про каждого из них мы сняли сюжет, раскрывающий характер: Любу оказалось достаточно отснять на репетиции, со Скуби был придуман видеофельетон о том, что в городе не осталось ни одного кинотеатра и поэтому эмо-бои вынуждены натирать себе глаза луком, поскольку в кинотеатре, где раньше шли слезливые фильмы, обвалилась стена.

Материалы первой поездки заинтересовали Володю Дубосарского, и он выделил деньги на следующую. Мы снова поехали в Ржев и сделали сорокаминутный фильм «Ржевская оттепель». Лейтмотивом фильма служит музыка Егора Летова, после смерти которого (когда фильм монтировался, Егор еще жил) стало понятно, что именно его творчество выражает душу российской глубинки. На фоне медитативных кадров депрессивного Ржева в фильме показаны жители города: стареющий сектант-евангелист Саша Неунываев, отсидевший десять лет за то, что убил человека в Магадане, рок-музыкант Скуби и еще оставшийся неизвестным авторам фильма создатель павильончика «Вера Ника», напоминающего одновременно культовое сооружение тоталитарной секты и музей современного искусства. Отсмотрев материал, Дубосарский принял приятное для нас решение присоединиться к следующей экспедиции, у которой тогда уже сложилась практика показывать видео «бомбил» местному андеграундному сообществу, и во время общего разговора найти сюжет для следующей съемки — клип о каком-то местном герое, так сказать, носителе общей невменяемости. Позже, в декабре 2009-го, в галерее ЖИР мы воспроизвели эту модель в выставочном пространстве, где в качестве героев выступили радикальные московские поэты Михаил Кедреновский и Арсений Молчанов (Арс-Пегас).

После ефремовской поездки Саша Супергерой отошел от искусства, и я начал разрабатывать провинциальную тему самостоятельно. В Ижевске не в последнюю очередь благодаря поддержке Энвиля Касимова, Сергея Орлова, Ирины Махановой, Натальи Боголюбской и арт-группы «Археоптерикс» была проведена большая работа. Особенно хотелось бы выделить комикс Татьяны Фасхутдиновой о нелегкой судьбе инвалида-колясочника, а также работу со школьниками поселка Якшур-Бодья, там ребятам, вооруженным видеокамерами и ноутбуком с монтажной программой, удалось отстоять право на бесплатный проезд до места учебы. В Новосибирске я самостоятельно освоил графику и даже подготовил первую свою книгу «Внутри».

В марте 2010 года мы с Супергероем решили дать друг другу шанс и организовать экспедицию в Кузнецк Пензенской области в гости к певцу и композитору Дмитрию Тюленеву. С собой взяли режиссера Степана Гольдберга, что избавило нас от необходимости постоянно снимать друг друга. Поездка вышла очень депрессивной — Дима пил и не проявлял интереса к работе. На обратном пути нашу машину занесло на встречную полосу, и мы чудом не залетели под колеса фуры. Через год не стало Димы, короткометражный фильм Гольдберга стал своеобразной эпитафией.

Проект просуществовал три года, его методику можно было использовать в других работах, интерес к провинции и децентрализации был вполне внятно сартикулирован, а новый для России артивистский жанр сформирован.

В данный момент Владимир Дубосарский готовит полуторачасовой фильм об экспедиции в Ефремов (Тульская область). Из ефремовских видеоработ сохранились (к сожалению, изрядная часть архива утрачена) «Первый хеппенинг в городе Ефремов» (отчет об хеппенинге «бомбил» на колхозном рынке) и ВИА «Хип-Хоп» (клип группы). Полнометражный фильм Дубосарского будет включать и ряд других сюжетов: о местном поэте, который боится, что приехавшие из столицы украдут его стихи; лидере металлической группы, признающемся, что на самом деле все, о чем он мечтает, это домик на берегу реки. Фильм проясняет, что в процесс того, что делали бомбилы, не менее важен, чем результат.

Олег Кулик предложил использовать наработки провинциальных экспедиций в биеннальном проекте, который пройдет в Гуслицах, на джентрифицированной ткацкой фабрике в Орехово-Зуевском районе. Предполагается устроить там мобильный полевой лагерь, где планируется проводить мастер-классы, в ходе которых местные дети будут учиться работать на стыке социальной журналистики и медиа, используемых в искусстве (видеоарт, рисунок, фотография, текст).

В специально оборудованной армейской палатке расположится фотолаборатория, в которой проходящие летнюю практику студенты Школы фотографии им. Родченко будут работать со школьниками из близлежащих сел. Так опыт «бомбил» и Творческой дачи, реализованный в удмуртском райцентре Якшур-Бодья, будет продолжен на новом витке.

ДИ №4/2013

17 августа 2013
Поделиться: