В истории моды 1980-е годы ознаменовались, быть может, самым фундаментальным из когда-либо происходивших переломом. Как ни парадоксально, именно глубинность перемены размыла мотивы этого молчаливого переворота, не оставившего своих опознавательных знаков на поверхности. Хотя формально мода не отказалась ни от одного из сенсационных новшеств 1950–1970-х — фасонов, тем и даже идей, — все это лишь дублировалось и наслаивалось, застывая деформированными сталактитами в свете новой мировоззренческой волны, что размыла грань между понятиями штампа и классики.
|
Характерная для 1980-х фигура Версаче вобрала все тенденции предыдущих десятилетий, совместив аристократизм и гедонизм Диора, утопизм и фетишизм неомодернистов, героическую воинственность Мюглера, антиэстетические устремления панков и эгоцентризм Лорана. Он сделал соединение несовместимого своим брендом, необходимым условием которого было сохранение диссонанса. Иными словами, если Лоран, обращаясь к экзотике, творчески перерабатывал ее своим «эго» (изначально воспринимая все его проекциями) и результатом было цельное произведение, поднимающее все составляющие элементы до уровня вкуса модельера (из чего и следовало возвышение низких жанров), то Версаче слагает дизайнерский коллаж
из «цитат», сохраняющих собственную ауру, острота образа обусловлена именно конфликтом уровней. Лоран годами любовно собирал свою коллекцию, Версаче в один заход в антикварную лавку мог оставить там все деньги. Эпикурейское жизнелюбие придает плотоядный характер увлечениям: «Я очень любопытен. Интересуюсь и искусством, и книгами, и людьми, и сексом», «Если я вижу скульптуру или красивого юношу, во мне просыпается желание». Этот гипертрофированный аппетит ведет к неразборчивости, своего рода притуплению вкуса (не в смысле иерархизации, а в смысле улавливания специфики) и, наконец, утрате драгоценной дистанции перед объектом интереса (опять же характерная антитеза «индифферентности» Сен-Лорана). Любовь к плоти сказывается в выборе материалов, который нацелен не на эстетическое впечатление, а на осязательное наслаждение. Если Лоран работает в пространстве «между» обнаженным телом и тканью, то у Версаче, по его словам, тело вызывает желание обнять его «роскошными, сказочными нарядами». Он выбирает самые «именитые», дорогие материалы (не всегда самые красивые) и использует их, чтобы по старинке «скрыть недостатки — подчеркнуть достоинства» тела, сделав его сексуально привлекательным. По честным рассказам кутюрье, его вкус формировался в наблюдениях за матерью — провинциальной портнихой, и в детском восхищении яркостью девушек из публичного дома, мимо которого пролегал путь в школу. «Я шью одежду для шлюх», — шутит дизайнер, не вызывая протеста своих клиенток, прежде всего голливудских звезд, которые некогда возмущались диоровской женщиной-куклой. В 1980-е феминистический пафос незаметно покидает гедонистическую и героизирующую линию высокой моды — сексуальная женщина-боец становится все более сексуальной и все менее бойцом, обращаясь из республиканской Афины в имперскую Афродиту. Античные ассоциации непроизвольны — Версаче часто обращается к римской классике (можно сказать, как итальянец), но интересно, что и Мюглер к 1990-м годам вдохновляется античными образами и обретает клиенток в той же среде «либеральных» американских звезд. Гедонистическая мода утрачивает протестный пафос и «успокаивается», находя клиентуру в новом истеблишменте, который призван воплощать достигнутые свободы. Но, как и «предсказывали» левые философы, свобода неотделима от всеобщей объективации — гипермужественные и гиперженственные тела на уровне гендера являют третий пол, и, собственно, больше нет причины обходить вниманием мужскую одежду, которая ранее не давала особого простора для творчества. Так Версаче высказывается о мужчинах: «Ведь в XVII веке они были большими модниками, так почему бы сегодня не перестать быть скучными и серыми?» К XVIII веку апеллирует и Готье, создавший коллекцию «Мужчина-объект» (объективация демократической модной линии сознательна, ее идеологи исходят из тех же философских теорий, но предпочитая иной выбор). В либеральной культуре расцветает новый галантный век, и часто напрямую отсылает к своему предшественнику в XVIII столетии, с его крайностями и злоупотреблением бантами, оборочками и корсетами как на женщинах, так и на мужчинах. Таково было экстравагантное бунтарство Готье с его антиидеализмом, отрицанием императива прекрасного, но не чуждое критерию очаровательного. Позднее он успокаивается на ярких, светлых тонах и куртуазной изысканности фасонов. Обращение к истории модных протестов и агрессивным элементам рокерской или панк-моды сводится к «невинной дерзости без особых претензий», ностальгической игре с атавизмами культуры.
Что же с классическим костюмом? Еще в 1970-е годы консервативная жесткость делового гардероба была «расслаблена» Армани, который привнес в нее небрежный шик, но какое-то время она все еще сохраняла относительную нейтральность субъекта. Диктатор современной западной моды Том Форд (выкупивший права на многие европейские марки, в том числе Ива Сен-Лорана) известен прежде всего тем, что «сделал классику сексуальной», сексуальность — его бренд. Вне зависимости от тематики коллекции одежда так или иначе оценивается по критерию своеобразных слов-паразитов модной критики — charming, sexy, young.
В 1980-е Готье еще мог вести борьбу за демократическое раскрепощение и в процессе как художник был «свободен» от заказа. Он все еще действовал на социальном поле, создавая коллекции методом «художественного предвосхищения» и доводя тенденцию до гротеска. Но к 2000-м либерально ангажированные модельеры вновь оказались на позиции обслуживающего персонала. Том Форд констатирует, что занимается переводом желаний своей клиентуры на язык одежды, и с циничной угодливостью возвещает перед показом, что гости увидят все, что только могут захотеть приобрести. Это неуважение к труду кутюрье заставляет его искать в кинематографе возможности проявиться в искусстве, иначе, говорит он, после него «останется только гора платьев в музее». Форд напрочь лишен энтузиазма Версаче, который хотел всегда оставаться позитивным и нести людям радость. Так волна гедонистического протеста, протянувшись от джаза и рок-н-ролла 1950-х к хиппи и психоделике, а затем к глэм-року и попу, спустя полвека сошла на нет — последние его проявления даже не всегда узнаются как протест.
ДИ №4/2013