Санкт-Петербург, Новая Голландия, 1 июня — 1 июля
|
Три года назад, когда проект фонда «Айрис» в Новой Голландии, на закрытом прежде острове посреди города, только начинался, архитектор Борис Бернаскони придумал использовать в качестве павильонов 20-футовые морские контейнеры, и для современного искусства отвели белый. Задумка оказалась удачной: начатая «культурная урбанизация» получила яркий образ, в котором соединились органичная для Петербурга морская тема и ощущение времени. Казалось, что остров Новая Голландия сдвинулся с места, словно корабль, все пришло в движение. К тому же этот сезон обещает стать последним для проекта в его нынешнем виде: планируется, что в следующем году начнется реконструкция по проекту победившего в конкурсе американского бюро WORKac, которое превратит остров в пространство круглогодичной городской активности, центр искусства и досуга.
Экспозиции современного искусства внутри белого контейнера, будучи по форме временной, обладали смысловой и содержательной основательностью. В первую очередь это относится к выставкам, куратором которой стал художник Петр Белый, не в первый раз выступающий в этом качестве. Год назад здесь была показана серия выставок «Люда экспресс», закрепившая успех придуманного им artist space на Моховой улице, где экспозиции работ художников менялись почти еженедельно. В этом сезоне четыре выставки объединены названием «Новый архив». Для Новой Голландии сделан «экстракт» из девяти выставок «Сезона петербургского искусства в Москве». Фестиваль под девизом «Невидимая граница» начался в московской галерее «Культпроект» в октябре 2012-го и сейчас завершается. Для домашнего показа выбраны четыре проекта, хронологически представляющие историю петербургского искусства за последние двадцать лет.
Если отправляясь в столицу и показывая москвичам неизвестное петербургское искусство, Петр Белый тем самым преодолевал пространство, то теперь куратор имеет дело скорее с категорией времени: посетитель Новой Голландии, молодой человек, обычно описываемый словом «хипстер», часто слабо представляет историю искусства. А на этих выставках показаны важные для петербургского искусства десятилетия: внутри каждого из них можно обнаружить смену этапов, стилей, художественных группировок. За 1980-е и начало 1990-х годов «отвечает» выставка Андрея Хлобыстина, куратора «Петербургского архива и библиотеки независимого искусства» (ПАиБНИ). Коллекцию, состоящую из массы ценных артефактов, он собирал долгое время, и экспозиция в Новой Голландии выстроена по-музейному, как череда витрин с фотографиями и объектами. Цилиндр Тимура Новикова, накладной бюст Влада Монро, трусы лидера «Автоматических удовлетворителей» панка Андрея «Свина» Панова... Здесь много объектов, способных стать предметом поклонения узкой группы, как, например, недавняя находка куратора Петра Белого — пепельница в форме стопы, вырезанная Виктором Цоем. Думается, именно эта выставка задала общую интонацию для всего «Нового архива», где в центре необычайно важный для культурного петербуржца любой эпохи и возраста вопрос «как относиться к наследию?». В деятельности архивариуса Хлобыстина выражается по-настоящему авангардистское непосредственное ощущение прошлого как живой реальности, не отягощенной священным трепетом. Однако с архивацией современного искусства в Петербурге сложно, об этом Петр Белый так говорит: «Я бы хотел, чтобы был музей петербургского искусства, а его нет. Госинституции спят крепким сном, частные институции стараются как могут, но их сил недостаточно. В какой-то момент вся эта работа по идентификации петербургского искусства приведет к созданию музея, постоянной экспозиции. Не музея нонконформизма, как на “Пушкинской-10”, а музея в его современных формах, где можно будет узнать о локальной культуре». Вторая выставка проекта представила «Ретромутантов». Эта группа художников впервые была осмыслена как единство на московской выставке в цикле «Невидимая граница». Далеко не все они продолжают заниматься искусством, но самые известные авторы — Керим Рагимов, Андрей Рудьев, Владимир Григ, начавшие работать в середине 1990-х годов в коллажной стилистике, — созвучны поискам европейских художников того времени.
Группа «Новые тупые», деятельности которой была посвящена третья выставка проекта, мало известна за пределами города и до пор не понята как особое явление. После выставки в Москве некоторые критики поспешили приписать этих зачинателей акционистской линии петербургского искусства к сиюминутному активизму в духе группы «Война», однако искусство «Новых тупых», которое развивалось в 1990-е годы, рифмуется скорее с работами группы «Гнездо», но легко найти также и мировые аналоги — от акций Вито Аккончи до «мгновенных скульптур» Эрвина Вурма. Петр Белый справедливо замечает, что оригинальное петербургское явление не вписано в интернациональный контекст и материалов о нем на европейских языках нет. Показывая документацию «Новых тупых», куратор постоянно сталкивается с проблемой валоризации неценного: смысл этих неказистых объектов или рисунков на клочках бумаги вряд ли получится передать даже с помощью подробной выставочной экспликации, однако мостик к современности перебрасывает нынешняя деятельность части художников этого сообщества уже в составе группировки «Паразит», выставлявшейся в Москве и Перми.
Героем заключительной выставки стала одна из самых старых галерей Петербурга «Навикула артис» — долгожитель местной арт-сцены, эта «Лодочка искусств» существует по сей день с 1992 года. Оставаясь редкой в наше время некоммерческой площадкой для свободного художнического эксперимента, галерея показывает и состоявшихся художников, и авторов, которые близки к арбрюту, тех, кого объединяет обсессивная преданность искусству. На форму и восприятие открывшихся в начале июня выставок «Нового архива» не мог не повлиять «Энциклопедический дворец», основной проект 55-й Биеннале в Венеции, о котором в эти дни много говорили. Там среди объектов есть и прижизненная маска Андре Бретона, и разнообразное творчество аутсайдеров. Кажется, на выставках «Нового архива» те, кто не добрался до Джардини, смогли ощутить актуальность идеи такого подхода к искусству, к тому же по стечению обстоятельств проекту Петра Белого в Новой Голландии предшествовала «Family Business», — выставка и образовательная программа нью-йоркской галереи нынешнего венецианского куратора Массимилиано Джони и художника Маурицио Каттелана. Одном словом, в Петербурге как искусство, так и форма его экспонирования еще раз подтвердили авангардный статус города.
ДИ №4/2013