×
Ракурс-16. 1990

На обочине культуры возникают особые периферийные формы. Самодеятельность ли это? Сопоставимы ли сообщества хиппи и вязальщиц? Но одно сходство не может не броситься в глаза: и то и другое сообщества не гарантируют от человеческого одиночества, не спасают от духовного дискомфорта, хотя и те и другие возникали ради этих высоких целей.

ВЕЩИ НЕ В СЕБЕ

Действующие лица:

Социолог

Художник

Этнограф

Психолог

Историк

Дилетант

Обыватель

Время действия — судьбоносное

Место действия — прежнее.

ПСИХОЛОГ. Почему строится «не-этот» мир? А почему люди вообще склонны бежать из дискомфортных пространств? Ведь капризно отвергая что-то в жизни, человек отвергает все ее пространство, мечтая о принципиально ином мире.

Итак, начиная с конца шестидесятых годов строилось одно альтернативное пространство «молодежного бунта», это были так называемые хиппи. Они создали отечественные контр-культурные традиции; их ритуалы, их сленг, их поэзия и фольклор стали «классикой» тусовочной жизни. К концу семидесятых, к началу восьмидесятых появились новые сюжеты, новые персонажи и новый стиль, внешне альтернативный хипповскому мифу, но по существу продолжающий традицию построения «не-этого» мира. На сцену отечественного андеграунда, представленного ранее интеллигенцией, люмпен-интеллигенцией, студенческой молодежью, взошел люмпен «в натуре». На смену застенчивому и лирическому хиппи приходит панк, претендующий на жесткую игру без правил, бравирующий своей декларируемой бездуховностью: «Будущего нет», «Я превращаюсь в скотину!».

Милиция сталкивается с новой неожиданной задачей — разнимать страшные массовые драки… Металлисты и панки дерутся с отечественными блюстителями общественной нравственности… Клетчато-спортивные юноши объявляют кровавую войну воображалам в цепях и кожанках, панки дружат с хиппи, металлисты с рокерами. И все это молодежное месиво заполняет кафе, подворотни, улицы, дома культуры.

Внешне противоположные, внутренне во многом сходные. Непротивление и социальная агрессия, мистические размышления и гримаса, претензия на истинность и пародия, естественность и декоративность, карнавальность.

ДИЛЕТАНТ. Тех, о ком мы собираемся поговорить, принято называть неформалами. Но предпочтительнее понятие «маргиналы», от латинского «маргиналии» — заметки на полях. Они могут быть на любом языке, вовсе не обязательно на том же, что и текст, который они сопровождают. Но без текста их нет, не может быть.

ОБЫВАТЕЛЬ. Почему же хиппи столь прочно ассоциируются с неформальностью? Что звучит в их декларации? Свобода личности, открытое общение, простор индивидуальному творчеству, ставка на уникальность каждого, на его неповторимый творческий потенциал и т.д. А ведь если присмотреться, то это не противоречит ходу культуры.

ДИЛЕТАНТ. Но стоит ли начинать сразу с «уникальной личной индивидуальности», не разобравшись прежде с социальностью, с тем, что принято называть Системой — особым миром хиппи.

ХУДОЖНИК. Рассказывать о Системе не для Системы — сродни изыску интеллигента, сходившего в народ, с другой порождает великую неловкость в общении с друзьями, сама жизнь которых становится схожей с существованием подопытных кроликов. Если я решаюсь на такой шаг, тому есть только одна причина: пришло время фиксировать его материальную и духовную культуру, иначе через пару лет все это благополучно канет в Лету, поскольку для человека системного творчество никогда не было тем, что необходимо холить, лелеять и сохранять. У человека системного сознание внеисторическое — поиск философских истин и переживание религиозных откровений ему важнее.

СОЦИОЛОГ. Система в ее сегодняшнем понимании начиналась в середине 60-х годов. Веселы люди, наследовавшие в равной мере стилягам, золотой молодежи и блатным королям дворов, жившие в небольших в ту пору столицах, лихо отплясывали рок-н-ролл на пригородных танцплощадках, вышивали цветы и обшивали полуметровой длины бахромой только появившиеся джинсы, носили длинные волосы, «торчали» от Битлз, Стоунз и других и еще не знали, что они — начало Системы. Конец 60-х был эпохой социальности. Вглядываюсь в его архитектуру: простота, близость к человеку, его насущному, чего стоят хотя бы стеклянные кафе, не уводящие человека с улицы, наоборот, постоянно поддерживающие его в водовороте жизни города.

Идеология, если так можно назвать сумму идей, существующих в сознании первых хиппи 60-х годов, без сомнения, питалась этой социальностью. Можно сказать: первосистема была открыта в мир, обще-ственна… активна. В наборе идей были: пацифизм, конкретизация принципа любви и творчества, установка на поиск духовных знаний, возможно, даже интеллектуализм. Наряду с философами-отшельниками в ее рядах шли люди, выбравшие иной путь знания — экзистенциальный, строительство не мысли, но самой жизни.

ОБЫВАТЕЛЬ. Понимая под неформалами преимущественно механизм социализации, мне наиболее знаменательным кажется совпадение между появлением неформалов и выравниванием численности населения города и деревни в нашей стране. Существенные различия в культурах города и деревни проявляются в отношении к личности, к ее положению в обществе, к степени ее автономности, независимости и т.д. Яркий пример перенесения сельского механизма социализации в город: двор — откровенный аналог сельской околицы. Для двора ведь были характерны полное отсутствие анонимности, стремление к унификации образа жизни, более или менее жесткий контроль со стороны общественности. Известна склонность распадавшейся культуры к утопическим выбросам и очень жесткой ориентации на сохранение и воспроизведение в той или иной форме архаических норм поведения, мышления и т.д. Главное, что при этом требуется, — динамическое и живое отношение к культуре, ее росту, понимание относительности всего происходящего, терпимость, ориентация на непосредственного и развивающегося человека. Неформалы оказались персонифицированной ловушкой, наворотом всего непривычного для большей части взрослого общества, несущего в себе уходящую уже патриархально-общинную культуру, причем, оговорюсь, в ее эпигонском виде.

ИСТОРИК. Суть дела именно в этой смене культур, которая, однако, сменой не является, так как никто не может сказать, что же должно прийти на место разваливающейся архаики.

СОЦИОЛОГ. Система только сейчас «демократизировалась». А зарождалась она как реакция столичной элиты, разумеется, элиты культурной, а не партийно-государственной. 1968–1972, оттепель начинает сходить на нет. Интеллигенция политизировалась, создавался интереснейший и еще никем детально не изученный мир самиздата, определялась общественная группа, которая была названа «диссидентами»… Система отреагировала политизацией. Гонения на пацифизм и свободу мысли вообще выталкивали хиппи в лагерь «оппозиции»… Внутри Второй Системы к началу 70-х сложилась так называемая общая «тусовка». На «Пушке» вечерами жаркого лета 1972 года собирались сотни людей, вовсе не обязательно волосатых, звон гитар стоял до утра. Играли все — от Высоцкого до Гилана, пели тоже все. Питались коктейлями за 60 копеек в открытом до двух часов ночи баре. На общей тусовке не было разделения на «волосатых» и остальных. Скорее уж на имевших и не имевших джинсы и громоздкие катушечные магнитофоны. Пили и рисовали много, но уже поднималась вторая большая волна наркомании, пока еще в основном на «траве». Сексуальные отношения были легки, но еще с налетом той милой сентиментальности, что окрашивала 60-е годы, сексуальная революция началась только в Третьей Системе.

Разгром диссидентского движения и ликвидация всех оставшихся возможностей для социального выхода, породившие феномен «потерянного поколения», родили Третью Систему. Она явилась самой долгой.

ХУДОЖНИК. Политизация была насильственной. Началась эпоха великой лжи. Новорожденное движение надолго оказалось отрезанным от западных собратьев. Сначала это были мелкие кучки, почти одиночки. Потом, как бы в противовес мертвой политической системе, разрозненные хиппи консолидировались в сообщества. Трудно сказать, с какого времени такая группа стала именоваться «Системой»… Свободолюбивые, отринувшие общество хиппи получили чертову отметину того же общества. Система стала системой культурного противостояния. Правда, сопротивление это всегда было пассивным). Третья Система, продолжившаяся с 1973 по 1978 год, создала образец классического хиппи. Хиппи этого времени уже люди глубокого подполья. Люди бежали от политики, но вот беда — политика гналась за ними по пятам, ибо образ жизни — тоже политика. Общество преследовало «детей-цветов», сажая в дурдома, убивая на дорогах и в милицейских отделениях.

Третья Система — это бегство от преследующего общества. Пути были разные, но в итоге сводились к нескольким направлениям: творчество, наркотики — уже не только трава, но и переход к игле. Система старательно закрывалась от чужих. Оформляется ритуа-листика поведения и внешнего облика хиппи. Формируется канонический набор книг, музыкальных записей, картин. Отныне приобщение к этим символам становится пропуском в Систему. Самое ценное, что принесли хиппи в общественную жизнь семидесятых, была манера поведения, разговора, способ одеваться, а совсем не искусство.

ЭТНОГРАФ. Мне странно было услышать: «внешне — хиппи хорошо известны». Неужели? «Внешне» хиппи известны постольку, поскольку они выделяются в толпе. Но внутри этого волосатого социума шла вполне нормальная жизнь, с лидерами и ведомыми. И в ней колоссальную роль играет творчество вообще и предметное творчество в особенности. В Системе все символично: облик, вещи… Есть чисто сеимотические вещи, такие как феньки. Фенька, фенечка — это какая-нибудь безделушка, чаще всего браслетик из бисера или шерстяных веревочек, иногда значок, брелок, подвеска; фенечкой может быть даже стишок или шутка… они не имеют материальной ценности, зато несут повышенную знаковую нагрузку. Узор, цвета, число бусинок фенечки имеют смысл и прочитываются как «инь-ян», «цветок», «созвездие Ориона» и проч. По «системным» поверьям, они имеют особую энергетику, которая проявляется, например, в их способности помогать своему обладателю. Тут мы имеем дело с «искусством жизни». В Системе образы не только живописные, но и музыкальные, и какие-то фигуры речи, как символ и средство воздействия. «Олдовые» (от англ. «old» — старый) — особый смысл Системы, наиболее авторитетные, влиятельные люди, освоившие не только ее нормы и символику, но и способы манипуляции ими. Именно они в полной мере владеют представлениями об энергии и могут сознательно достичь определенного социального результата — организовать группу сторонников или задать направление движению. Энергетическое (социальное) воздействие наиболее ярко видно в обряде дарения феньки. Значение фенечки всегда сводится к провозглашению той или иной нормы поведения, принятой в Системе. Передавая фенечку, фактически передают программу поведения. Соглашаясь носить фенечку, человек демонстрирует готовность следовать нормам, которые в ней заложены… но «олдовые», вполне сознательно дарят фенечки, чтобы «увеличить свой потенциал».

ПСИХОЛОГ. Если даже принять версию молодежных групп как ква-зиэтнических общностей, то как квалифицировать процесс их формирования — как своего рода «социальный невроз», регресс на более низкую стадию развития, «одичание» в каменных джунглях или как особый социально-культурный, поисково-творческий процесс? Хочется дать три разных типа сущностного определения функционирования эстетико-бытийного аспекта, в частности панк-культуры, — «компенсация», «терапия», «творческая самореализация». Говоря о компенсации (социальной или индивидуальной), я подразумеваю некий автоматизм и жесткость движения личности или группы к определенному стилю жизни и типу эстетизации среды. Высокий уровень дискомфорта как бы побуждает личность немедленно схватиться за любой мыслимый суррогат снятия дискомфорта, и происходит бессознательная некритичная, неосмысляемая фиксация на нем.

Говоря о терапии, я подразумеваю сознательное или интуитивное использование тех или иных структур поведения или элементов предметно-знаковой среды, как шанс более эффективного поведения и гибкого прохождения ситуации.

Говоря о творческой самореализации, я толкую о стремлении личности или группы выразить себя в ситуации через это незеркальное отражение. Это эстетическое единоборство человека с ситуацией. Если судить о панк-идее, то все три ипостаси в нем сосуществуют. Облик и среда обитания советских панков обладают некоей стилевой завершенностью. Пояс из тонких ржавых гвоздей выглядит не только вызывающе, но и в некотором роде элегантно. Плотное зеленое трико, прорванное в нескольких местах и заколотое грубыми булавками, выглядит не неряшливо, а неуловимо стильно, что в молодежной среде называется всеобъемляющим словом «круто». Вышитая на спине паутина… Крест-накрест зашнурованная дыра на куртке…Полагаю, что во всех этих удивительных предметах и изображениях находит выход, быть может, еще эстетически непроработанная и «необученная», но истинно творческая энергия. Я бы сказала, что предметам и символам панковского обихода свойствен глубокий лиризм. Вся жизнь в панк-среде напоминает сон или грезу, от которой рано или поздно приходится отлучаться и обращаться к действительности. Наше общество не прошло путь привыкания к авангардистскому способу понимания действительности. Никто, в том числе и сами панки, не осознает стихийной художественности своей предметной среды, поэтому эстетически и смыслово богатая панк-культура лишь изредка выполняет свою творческую функцию.

ЭТНОГРАФ. Чего нельзя сказать о хиппи. Здесь творчество более осознанно, организованно и целенаправленно. И отсюда склонность системной публики к творческим поискам, которые при ближайшем рассмотрении оказываются поиском средств воздействия. Творчество, как в искусстве, так и в жизни, здесь важно как средство «повышения потенциала» (перевод: повышения статуса)… освоивший в полной мере фонд символов, нормы и ценности, а главное — «энергетику», способы манипуляции символами и тем самым — людьми.

ХУДОЖНИК. Ой-ой! … сводить творчество системных людей только к укреплению позиций внутри «волосатого социума» кажется мне слишком уж «этнографическим», Тем более что творчество и Система несовместимы.

Публкация из архива ДИ. Печатается с сокращениями. Орфография сохранена. Продолжение следует

ДИ №3/2013

18 июня 2013
Поделиться: