Японская авангардистская группировка «Гутаи» (1954–1972), продемонстрировавшая разрушение границ между живописью и перформансом, объектом и процессом, между искусством, публикой и повседневной жизнью, была одним из самых радикальных художественных движений после Второй мировой войны. Безграничное стремление к свободе — основной теоретический постулат «Гутаи» — метафорически трансформировался в образ одного из его членов, Сабуро Мураками, прорывающегося через большие листы бумаги, натянутые на рамы («картины-перформансы»). Так произошел символический разрыв с традиционным живописным пространством.
|
Одно из крупных международных движений 1950–1960-х годов (в него входило 59 молодых художников двух поколений) было новаторским в изобретательном подходе к материалам, средствам, творческому процессу, зрелищности, отношению к зрителям. Художники «Гутаи» оказали огромное влияние на развитие мирового авангарда 1960 –1970-х.
Основатель движения, художник и теоретик Дзиро Есихара, в 1950-е годы уже получил известность, но другие члены группировки были молоды — от 20 до 35 лет. Истоки «Гутаи» обычно усматривают в дадаизме, сюрреализме, абстракции, театральном дизайне. Но важное значение для движения также имели местные народные традиции региона Кансаи, где оно возникло (город Асия возле Осаки), японские фестивали, авангардистская каллиграфия. Специфическая особенность художников «Гутаи» заключалась прежде всего в том, что его члены умели характерным только для них образом перерабатывать находки многих авангардистских течений того времени (абстрактный экспрессионизм, информальное искусство, группа «Зеро», хеппенинг, энвайронмент) и создавали произведения, во многом предвосхищавшие последующие тенденции в мировом искусстве.
В первом номере журнала «Гутаи» Есихара опубликовал манифест, в котором писал: «Наша главная цель — продемонстрировать, что только искусство дает свободу для живущих в это суровое время». Члены объединения были убеждены, что свобода будет способствовать совершенствованию человеческой личности. Есихара их призывал делать то, что никто до них не совершал. И художники смогли выполнить это требование. Они использовали дерево, воду, пластик, газеты, листовую сталь, холст, лампочки, грязь, песок, свет, дым, спички и сотворяли новую живопись, то, что сегодня называют перформансом, инсталляцией, звуковым, мультимедийным искусством.
Слово «гутаи», буквально означающее «конкретный», предполагает прямое, непосредственное использование материалов членами его группы. Художники «Гутаи» писали картины с помощью тела, ног, леек, телеуправляемых игрушек, провозили эфемерные акции в небе, на воде, на песке, организовывали выставки в общественных парках, на пляже, в развалинах.
На первой в США ретроспективе в Музее Гуггенхайма «Великолепная площадка для игр» (февраль — апрель 2013) 145 произведений 25 художников «Гутаи» объединены в шесть разделов по хроногическому и тематическому принципу. «Играть: закон без табу», «Концепт: является ли кусочек ткани искусством», «Решетка: открыть произведение миру», «Бетон: крик самой материи», «Живопись/перформанс: время и пространство», «Энвайронмент: искусство “Гутаи” в пространственную эпоху».
При входе на выставку можно увидеть висящие над головой похожие на драгоценные камни водяные скопления в прозрачных емкостях, окрашенные в красный, желтый, синий, зеленый цвета. Каждая емкость состоит из 16 пластиковых трубок и распространяется по ротонде на манер гамака. Это напоминающее кинетическую конструкцию сочетание живописи и скульптуры воспринимается как новый бренд, но ее в 1956 году создал член «Гутаи» Содомаса Мотонага, подвесивший водяные скопления между деревьями на выставке на открытом воздухе в Асии.
На знаменитом лестничном пролете Миса ван дер Роэ расположена интерактивная работа со звуковой инсталляцией «Колокольчик» (1955–1993) Ацуко Танаки, с помощью которой посетители могут сами создавать какофонию звуков.
Художники «Гутаи» отказались от кистей, использовали новые техники, экспериментировали с технологией, с природой. Написанная ногами картина «Работа II» (1958) Кацуко Сирага с густыми, толстыми, почти каллиграфическими черными завитками на красном фоне, словно нарисованная пальцем гиганта, наполнена неистовой витальной энергией.
Члены движения успешно работали с необычными материалами (вода, дым, грязь, камни, синтетические лаки). Есида мечтал научиться живописать с вертолета, первым использовал свет в своей незамысловатой, но революционной работе «Световое искусство» (1955). Однако более впечатляющих успехов в использовании света в своих работах добилась Танака. Ее прославленное «Электрическое платье» (1956) состоит из каскада цветных лампочек, в котором смешиваются элементы живописи, скульптуры и перформанса. Художница надевала платье и демонстрировала его, получая ожоги. Японские критики интерпретируют творение художницы как расширение границ человеческого тела. Надевая платье, Танака также стремилась повысить статус женщины-художницы в то время. И тогда «Электрическое платье» было значительной работой. Но и сегодня оно воспринимается как весьма оригинальное творение.
На японской арт-сцене ее работы не получили должной оценки, они казались слишком радикальными. А за рубежом французский критик Мишель Тапье, автор термина «информальное искусство», еще в 1950-е годы высоко оценил творчество Танаки.
Акира Канаяма оригинально интерпретировал технику дриппинг Джексона Поллока. С помощью маленького роботообразного приспособления, бегущего по холсту и выбрасывающего капли краски на поверхности, на холстах возникали тонкие переплетения линий.
В заключительном разделе выставки доминируют энвайронменты, скульптуры и рельефы из металлического пластика художников второго поколения «Гутаи» (1962–1972): Имаи Норио, Иманака Кумико, Минору Есида... Они исследова-ли отношения между искусством, окружающей средой и зрителем, использовали в работах оптическую иллюзию, световую проекцию и имитацию движения, в скульптуры вводили моторчики, иногда превращая выставочные пространства в клетки с кричащими, пульсирующими, похожими на механические приспособления «организмами». Эротическая машинообразная скульптура Есиды «Бисексуальный цветок» (1969, пластмасса, окрашенные жидкости), представляет собой крупный абстрактный цветок, изгибающиеся пластиковые лепестки которого поднимаются и опускаются из-за движения зеленой жидкости, создавая психоделические эффекты.
Рассматривая фотографии, фильмы выставок членов «Гутаи» на открытом воздухе с акциями, перформансами, осознаешь радикальность их поисков, дерзость эксперимента. Так, на «Выставке искусства “Гутаи” на открытом воздухе» (1956) зрители должны были вступить в контакт с окружающим пространством для лучшего понимания сложных отношений между произведениями и местом проведения выставки. Именно таков определяющий принцип для большинства созданных членами «Гутаи» работ, ценность которых как предшественников современных инсталляций, минимализма, земляного и концептуального искусства не была признана в период существования движения.
Минуло почти 40 лет с момента распада «Гутаи», и пришло время для переосмысления его вклада в историю мирового искусства и исследования его сложной мистики.
ДИ №3/2013