Елка стояла во дворе Арсенала, вечером на ней загорались разноцветные шары. Для прохожих это была просто новогодняя елка, а для посетителей выставки — елка из «Московского дневника» Беньямина.
|
...Впервые за многие годы у елки в горшке в Сочельник ко мне пришло ощущение защищенности и покоя.
Вальтер Беньямин. «Московский дневник»
«Елка Беньямина» и идеологический театр Брехта
Вальтер Беньямин приехал в Россию в декабре 1926 года, прожил около двух месяцев, в течение которых записывал свои впечатления. Именно этому периоду в жизни философа и был посвящен проект «Елка Беньямина» в нижегородском Арсенале (кураторы Анна Гор, Сергей Ромашко, Павел Хорошилов). Выставка выстроена (архитектор Сергей Ситар) как традиционная литературно-мемориальная экспозиция. Задача этого жанра — прередать атмосферу творчества, но сделать это удается крайне редко. Виной ли тому рассеянное внимание посетителей или неточности перевода жизни и творчества на язык экспозиционного дизайна, но декорации быта писателя или художника редко что-либо добавляют к тому, что мы уже знаем из их произведений. Кроме иллюстрирующих впечатления Беньямина в Москве инсталляций из галош, народных игрушек, театральных афиш, фотографий, фрагментов кинофильмов и газетных полос в Арсенале, по законам жанра, были представлены и произведения современных художников на заданную тему. Аудиозапись с субтитрами уроков немецкого, которые художник Дмитрий Гутов брал у Давида Рифа, может служить пособием по немецкому тексту «Московского дневника» (Снег. Московский дневник Беньямина. 2012, видео 12'). А инсталляция берлинской художницы Патрисии Бах отражает перипетии взаимоотношений Беньямина с «русской большевичкой из Риги» Анной (Асей) Лацис («А. вернулась по боковой лестнице», 2012, инсталляция, смешанная техника, размер вариати-вен). Портреты Вальтера и Аси разделяет композиция из домино, (об этой игре писатель часто упоминает в дневнике). Выставка этим исчерпывается, но тематическая программа в Арсенале продолжается. Руководитель архива Вальтера Беньямина и Бертольда Брехта при Академии художеств Берлина Эдмунд Вицисла выступил на фоне экспозиции с лекцией об истории отношений двух немецких писателей, построив ее как рассказ о шахматных партиях между ними.
За лекцией следует «Идеологическое дефиле» по мотивам произведения Бертольда Брехта «Ме-ти. Книга перемен» в постановке художника Вадима Захарова и Марии Порудоминской, которые предложили «вернуться в прошлое для обретения объемного зрения и иной точки отсчета». Для этого привлечены герои-призраки (Ленин, Сталин, Гитлер, Троцкий, Маркс и Ленин, Роза Люксембург, Фейхтвангер, Гегель), выступающие в «Ме-ти. Книге перемен» под псевдокитайскими именами, а в дефиле — в псевдокитайских и одновременно авангардных костюмах. Сам Брехт (поэт Кин) одет в современную одежду, а его подруга Рут Берлау (Лай-ту) — в костюм, разделенный на две части: традиционный китайский наряд и современный, из латекса. Рут Берлау/Лай-ту (Наталья Пшеничникова) исполняет единственную арию в постановке. Собеседник Брехта, древнекитайский философ Мо-цзы (Ме-ти), облачен в военную форму времен Мао, а его ученик — в обычную китайскую одежду. Понятие «философия под запретом» у Брехта означает отсутствие Мао среди персонажей пьесы. У художника Захарова эту фигуру умолчания иллюстрирует военная форма Мо-цзы. Реальных прототипов проясняют их портреты на груди героев дефиле.
Шествие на подиуме и декларативный пафос брехтовского текста вызывают ощущение диссонанса с атмосферой Арсенала. Трагическим диссонансом тоталитарная идеология была и в судьбе писателей и художников ХХ века, многие из которых, как Беньямин, стали ее жертвами.
Плотность арсенальной программы такова, что почти не оставляет времени для рефлексии. Осознаются события позже, когда, следуя ритмам «Московского дневника», заново учишься ходить по заснеженным московским улицам. Когда понимаешь, что Берлин, знакомый по набоковской прозе, это город, где жил Беньямин, в берлинском детстве которого оказывается много общего с детскими воспоминаниями Набокова (телефон, бабочки...), а поездка немецкого писателя в Россию — именно тот «подвиг», о котором мечтал русский писатель.
В Москве Беньямин посещает Музей нового западного искусства и Музей живописной культуры, разыскивает в Политехническом музее выставку рисунков душевнобольных, рассматривает залы Третьяковской галереи как «огромную детскую книгу с картинками» и заказывает фотографии экспонатов Музея игрушки, необходимые для будущей статьи. Поездка в Москву навсегда изменила его оптику. «Пусть знакомство с Россией было совсем поверхностным — все равно после этого начинаешь наблюдать и оценивать Европу со знанием того, что происходит в России», — запишет он в дневнике по возвращении в Берлин.
Сближение России и Германии, прошлого и настоящего, литературы и искусства развивает основной тезис эссе Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) о том, что в эпоху массового тиражирования теряется уникальность произведения искусства, его аура. Нижегородские проекты доказывают, что в эпоху тотального Интернета и медиаарта, искусство по-прежнему работает на уровне обмена энергиями автора и зрителей. Неважно, каким тиражом издана книга, сколько посетителей у выставки, каждый читатель и зритель уникален, у каждого особый маршрут и личные ощущения.«Бестиарий», арт-феминизм в действии и «Кариатида»-2013
Экспозиция «Бестиарий» в Арсенале (один из «хитов» 3-й Молодежной биеннале современного искусства, проходившей в Москве летом 2012 года) — единая инсталляция молодых художников арт-группы «Бестиарий» (Екатерина Валетова, Анастасия Дорожкина, Иван Ковалевский, Андрей Строганов, Валерий Переверзев, Наталья Разбродина, Денис Чижов), в которой они «исследуют момент, когда наше настоящее и будущее станут чьим-то прошлым и его поместят в музеи, разложат на экспонаты и будут по нему изучать то, о наступлении чего мы пока не знаем». Это мистификация археологии будущего, для которой наше время предстает загадочным Средневековьем, бестиарием образов-метафор современности. Солярный знак из березовых прутьев с видеоглазом, расколотый литографский камень с изображением вождя, общающегося с народом. В пространстве манускрипта «Труд об игре» воспроизведены чертежи советских настольных игр и цитаты из книги Людвига Витгенштейна «Философские исследования». Языковые и визуальные игры складывются в ЗD-пространство компьютерного квеста, логикой которого только и может быть оправдано соседство чучела двуглавого грызуна, золотых клеток, кости мамонта и царского шатра.
Следующий номер в программе «Арсенала» — выставка-перформанс «Цивилизация ХХ» (кураторы Жудит Деполь и Марина Фомина) в рамках фестиваля «Женщина в действии». На выставке, посвященной исследованию стоянки эпохи палеометалла на территориии Хакасии, предъявлены артефакты, доказывающие существование неизвестной ранее цивилизации, названной «ХХ» (от ХХ-хромосомы), так как в этой культуре главенствующая роль принадлежала женщинам. Использование в экскурсии по выставке приемов документального театра и лженаучного пафоса популярных ТВ-программ позволяет воспринимать мистификацию археологического открытия как актуальное высказывание, некоторую двусмысленность которого усиливает звуковой ряд видеофильма Антонины Баевер «Русалки», который демонстрируется в соседнем зале. Эта видеоработа — размышление художника о сущности женщин. Моделями в фильме стали профессиональные стриптизерши и девушки по вызову. Русалки в их исполнении напоминали нимф из «Метаморфоз» Овидия, а также воинственных амазонок, вышедших на охоту. Видеофильм снят для фестиваля «Женщина в действии» при поддержке Приволжского филиала ГЦСИ.
Продолжением темы мистификаций можно считать путеводитель «Выше, дальше, ниже, ближе. Новейшие опыты краеведения Поволжья», который можно купить в книжной лавке Арсенала. «Непутевый» бедекер наконец объясняет этимологию названия моего родного города, конечно же, названного в честь большевика Саратова, и раскрывает тайну, почему утратили свой древний кремль Нижний Новгород, Козьмодемьянск, Чебоксары, Казань, Самара, Саратырт, Астрахань, Городец, Кострома, Ярославль, Рыбинск, Углич и ставит под сомнение существование московского. Этот опыт альтернативного краеведения — хорошая проза Эдуарда Абубакирова, Евгения Стрелкова и Вадима Филиппова.
Главное событие этого арсенального дня — церемония награждения премией «Кариатида», она завершила апрельские премиальные мероприятия, начатые в Москве с вручения в Манеже новой ежегодной премии газеты «The Art Newspaper Russia» (Нижегородский ГЦСИ стал лауреатом в номинации «Реставрация года» за Арсенал). Затем в Санкт-Петербурге прошла церемония вручения премии Курехина. И снова в московском Манеже очередная «Инновация», где лучшим произведением визуального искусства была названа постановка оперы «Марево» нижегородской группы «Провмыза», показанная летом в Арсенале.
«Кариатида» — наименее пафосная среди названных премий, она вобрала в себя дух самой демократичной премии «Соратник», одним из учредителей которой была Ольга Лопухова (1958– 2009). В память о ней, а также о Любови Сапрыкиной (1957–2005), соорганизаторе галереи современного искусства «Кариатида» и Нижнегородского филиала ГЦСИ и была в 2011 году основана общественная премия для поддержки лучших российских инициатив в области современного искусства, осуществленных женщинами. Планка конкурса задана уровнем личностей тех, кому она посвящена. Любовь Сапрыкина была первым нестоличным куратором, работавшим в павильоне России на Венецианской биеннале. Арт-менеджер Ольга Лопухова — человек-легенда, для нее, казалось, не было неосуществимых проектов.
В этом году в рамках ежегодного фестиваля «Женщина в действии» «Кариатиду» вручали в третий раз, лауреатами премии стали сразу все номинанты, разыгравшие путем жеребьевки, призовой фонд — 50 тысяч рублей и объект художника Сергея Шутова «Кариатида». Лауреаты «Кариатиды»-2013: модератор проекта «Медиаудар» Татьяна Волкова (ей досталась статуэтка премии), тандем из МАММ Анна Зайцева и Екатерина Иноземцева, директор Уральского филиала ГЦСИ и комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова. Три лауреата (Мария Богданова, Татьяна Горбунова, Ольга Лукинова) вместо одного было и в региональной номинации премии для поддержки лучших начинаний молодых представительниц нижегородского культурного сообщества, которых выбирал и награждал журнал «Деловой квартал».
Важная часть фестивальной программы — образовательно-дискуссионная платформа, в этом году ее тема — арт-кластеры. Лауреат «Кариатиды» прошлого года, директор московского центра дизайна «Artplay» Алина Сапрыкина, рассказала о своем опыте создания креативных кластеров, а архитекторы, кураторы программы «Рlay Artplay», Ярослав Ковальчук и Сергей Фадеев представили итоги воркшопа, целью которого было ислледование пространства и разработка архитектурных и дизайн-проектов для улучшения территории центра.
Завершил программу перформанс композитора Вероники Затулы, исполненный музыкантами «NoName-ensemble» с инструментами, запакованными в белую бумагу. Главной темой произведения стало звучание пространства зала Арсенала.«Ни вещество, ни пространство, ни время в последние двадцать лет не остались тем, чем они были всегда. Нужно быть готовым к тому, что столь значительные новшества преобразят всю технику искусств, оказывая тем самым влияние на сам процесс творчества и, возможно, даже изменят чудесным образом само понятие искусства» (Поль Валери)*. С этой цитаты из произведения французского поэта и философа Вальтер Беньямин начинает свою работу «Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости».
В поездках по России с проектом «Репетиция музея» мы задавали руководителям региональных институций вопрос о роли современного искусства в структуре города. Директор Приволжского филиала ГЦСИ Анна Гор считает, что главное в пространстве Арсенала — это особый микроклимат. Синтез разных видов искусств создает интеллектуальное напряжение, попадая в которое произведение искусства, лишенное в эпоху технической воспроизводимости своей ауры, обретает подлинность.
*Paul Valery. Pieces sur l'art, Р. l03–I04 («La conquete de Pubiquite»).
ДИ №3/2013