×
Буто: возможность танца

Буто — театрально-танцевальное искусство, созданное в Японии в середине прошлого века танцором и хореографом Тацуми Хиджиката, изначально сочетает в себе восточные традиции взаимоотношений человека и мира, немецкий экспрессионистский танец с практиками дадаизма, сюрреализма, «театр жестокости» Антонена Арто и американским авангардизмом.

Буто возникло в противовес классическому балету, как противопоставление красоте и куртуазности европейского танца гротеск, как отрицание привычного понимания и воплощения красоты. Название танца образуют иероглифы «бу» — «танец» и «то» — «тяжелая поступь». Первоначально движения буто стилизованы под принципиально некрасивую и угловатую пластику крестьян, работающих в болотах или в грязи рисовых полей. Сегодня в буто исследуются движения человека, познавшего тяготы жизни или младенца, который учится ходить. Ритм движений подчинен такому образу, тело танцовщика должно освободиться от личного опыта и наполниться инородным. Именно поэтому буто определяется как «антитанец», «не-танец» и «танец в темноте». Танцор, воплощая дух предмета, слово или фразу, переосмысляет танец как искусство движения.

Первый буто-спектакль, показанный в Париже в 1978 году, был воспринят зрителями и критиками с энтузиазмом, к 1980-м буто начинает занимать видное место на сценических площадках Японии, Европы и США и стран Латинской Америки, где это направление танца неожиданно напомнило местному населению об индейских обрядах. Танец буто оказывает большое влияние на современное искусство.

Валентин Цзин — танцор, перформансист, основатель и художественный руководитель «PoemaTheatre» (Санкт-Петербург – Москва), программ «Butoh Channel» («канал взаимодействия возможностей различных видов искусства с культурой и эстетикой танца буто», Москва – Берлин) и «Russian International Butoh Villages» (Москва). Цзин выступал во Франции, Нидерландах, Шотлании и Германии, снимался в фильмах «Арвентур» (режиссер И. Евтеева, «Московский Дворик» (режиссер В.Щегольков), «Форт-Росс» (режиссер Ю.Мороз), «Силикон» (режиссер Андре Будвинг). «PoemaTheatre» выпустил более 15 спектаклей, провел множество перформансов и акций в уличных пространствах и на больших театральных сценах.

В. Цзин использует методы трансформации одного из самых известных в мире танцоров буто Ко Муробуши, систему обучения актеров и танцоров, созданную в 1970-х танцором Нагучи Таисо — психосоматический метод. Человек, выходя на сцену, отправляется в лабиринт собственного тела на поиски образа. Основные принципы работы Цзина — отказ от тела как инструмента линейного повествования и переход к интуитивному телу, телу-символу.

ДИ №3/2013

18 июня 2013
Поделиться: