×
Сибирский диалект
Лия Адашевская

Весенним месяцем Марат Гельман в рамках проекта «Культурный альянс» продолжил знакомить Москву с современным искусством регионов. На сей раз пространство галереи на Винзаводе оккупировали «Соединенные Штаты Сибири». 

По ироничному названию, которое дала выставке одна из работ Дамира Муратова, заранее можно было догадаться, что зрителям скучать не придется. Как охарактеризовали экспозицию сами организаторы, это «веселый взгляд сибиряка на географию». Взгляд оказался действительно веселым. Причем веселят сибиряков преимущественно они же сами. «Проще говоря, выставка о том, как мы живем в нашем мире и разбираемся с недостатками с ироничной улыбкой, — говорилось в анонсе. — Не надо забывать, что тупая звериная серьезность и веселый непредвзятый взгляд на мир несовместимы. А Сибирь — это бескрайность, веселье и свобода. А сибиряк — не национальность, а вид сознания и образ бодрой жизнедеятельности».

В русле «бодрой жизнедеятельности» омчанин Дамир Муратов представил сразу три проекта – серию «ЧЕ-попс», вариацию на тему известной картины художника «Che Burashka», «Siberia» (видео плюс объект) и цикл «Если бы они жили в Сибири». В последнем Муратов изобразил жизнь американских поп-звезд в реалиях сибирской глубинки: Элвис Пресли играет на гармони (оно и понятно: первый парень он и на деревне первый), Майкл Джексон пасет стадо, Сильвестр Сталлоне, как передовик пятилетки, трудится на сенокосе.

Константин Еременко в черно-белой «Истерии Новосибирска» представляет Сибирь как родину всего – и бактерий, и шаурмы, и гармони, и гей-парадов, и много чего еще. Лоскутным одеялом покрыли одну из стен коллажи о политических деятелях «Они сражались за Родину» новосибирца Сергея Беспамятных. Весьма трогательно смотрится объект Сергея Самойленко «Деревянный Мак» – древний монитор и клавиатура из дерева. «Синие носы» показали серию, буквально иллюстрирующую восприятие русским мужиком всяких диковинок, к каковым относится и современное искусство. Василий Слонов показал два проекта – серию коллажей «Деньги делают деньги» (человечки, вырезанные из советских бумажных десятирублевок (именно на них изображен Красноярск), занимаются любовью с такими же человечками, вырезанными из купюр разных стран) и графический цикл плюс инсталляция, посвященные грядущей Олимпиаде в Сочи «Welcome! Sochi 2014». Последняя — одна из немногих работ на выставке, в которой автор иронизирует не по поводу Сибири.

Собственно, описывать весь этот бескомпромиссный стеб бессмысленно, так как можно пересказать трагедию, мелодраму, но не комедию. Вернее, пересказать-то можно, но будет не смешно. А в сибирском искусстве главным оказывается зашкаливающее веселье, по форме это вполне традиционное современное искусство – фото, живопись, графика, видео, инсталляция и т.д. Внимания здесь заслуживает другое. Такой парад остроумия происходит на выставках современного искусства не часто, потому как отношение к иронии последние несколько лет весьма и весьма неоднозначное. Судите сами, на дворе неоконсерватизм, а у этой идеологии вполне конкретные пожелания к искусству. Как заметил Дмитрий Быков, «гламур закончился, а вместе с ним и стеб, и двоемыслие. Пришла эпоха новой серьезности и пафоса... Количество абсурда перешло в качество, ироническим неучастием уже не отделаешься, настало время серьезных размышлений и самоопределений». Да что там Быков, еще в 2005 году кураторы основного проекта Первой Московской биеннале очень четко задали основной вектор развития искусства: «Новые художники уже не эпатируют публику, напротив, веянием нашего времени стали социальная ответственность, “новая серьезность” и эстетика взаимодействия». Как бы там ни было, но наше нынешнее отношение к иронии как эстетической категории, пусть и с оговорками, близко к средневековому. Критическая дистанция по отношению ко всякого рода догматам и авторитетам, утверждаемая ироничным высказыванием, это, конечно, хорошо, но, как заметил еще Климент Александрийский в своих «Строматах», «истина через нее [иронию] никогда не преподается». В общем, в желании вернуть утраченные сложность и трагический накал мировую культуру накрыл новый виток серьезности. И современное искусство, пораженное постмодернистским вирусом иронии, сарказма, всеми силами начало изживать эти побочные эффекты свободомыслия предыдущей эпохи. Нет, конечно, кое-кто порой еще позволяет себе шутить, и современная критика по инерции продолжает интерпретировать эти «выкрутасы» не только как стремление авторов «возбудить удивление, довести слушателя до раскрытия рта и до онемения», но и как способ отказа от романтической напыщенности, экзальтации и стратегии утверждения реализма. Однако как-то без энтузиазма, поскольку все эти бурлескные и буффонадные формы плохо сочетаются с установками на искренность и позитивность. Словом, преодоление могучего и непоколебимого страха самоиронии – нынче не самая популярная стратегия. А жаль. Бесспорно, как заметил еще Оскар Уайльд, очень важно быть современным, когда нечто приобретает тотальный охват, можно, конечно, рассуждать о духе времени, но почему-то невольно начинаешь подозревать во многом не искренность, а конъюнктуру. Поэтому выставка сибиряков порадовала не только свободой выбора материала, своей ироничностью, синтезировавшей противоположности – серьезное и смешное, трагическое и комическое, поэзию и прозу, восхищение и критику. В общем, почти по Фридриху Шлегелю – «В иронии все должно быть шуткой, и все должно быть всерьез, все простодушно-откровенным и все глубоко-притворным»1, но и, что важно, свободой и по отношению к новому «серьезному» лику современности. Кто-то может возразить, дескать, какая свобода? Провинциальная оторванность – люди территориально находятся далеко от центра, у них там еще 1990-е на дворе2. Однако в эпоху общедоступности Интернета это возражение не кажется убедительным. Более адекватно может прозвучать рациональное объяснение типа не свобода, а необходимость, в смысле удержания своей ниши на рынке искусства, этакая валюта – сибирский юмор (по аналогии с одесским), свой промысел. Восемьдесят процентов природных богатств Российской Федерации находятся в Сибири. А теперь она еще и поставщик иронии в отечественное современное искусство. Пусть ирония сегодня не тренд, но некое количество ее все же должно наличествовать. Дух времени духом времени, прагматика прагматикой, но не стоит забывать и о духе Сибири – «жив, жив курилка». Нет необходимости здесь рассуждать о регионе России, который никогда не знал крепостного права, о смелости и бесшабашности сибиряков, ведь дальше Сибири не сошлешь. Все это и так известно. Но, похоже, цельность и особливость явленной на выставке физиономии современного искусства Сибири весьма органичны извечным претензиям региона на самостоятельность. И бело-зеленый полосатый, сколоченный из половых досок флаг Дамира Муратова, вызывающий ассоциации с американским флагом, отсылает, в частности, не только к флагам Джаспера Джонса, но и к конкретным событиям прошлого и настоящего3. И «Соединенные Штаты Сибири», начертанное на флаге Муратова, – фактически цитата из истории. Так, весной 1865 года родилось громкое дело, получившее название «Дело об отделении Сибири от России и образовании республики подобно Соединенным Штатам». Главные идеологи «сепаратизма» — урожденные сибиряки Николай Ядринцев и Григорий Потанин, в то время студенты Петербургского университета, а впоследствии крупные ученые, исследовавшие Сибирь, а также Тибет, Монголию, Северный Китай. Сибирские областники продолжили развивать идею «сибирской нации». В итоге в июле 1918-го Временное сибирское правительство в Омске провозгласило независимое Сибирское государство. Правда, просуществовало оно всего четыре месяца. В начале 1990-х годов в условиях распада СССР сепаратистские тенденции усилились. И хотя в 2000-е эти настроения маргинализировались, были предприняты попытки искусственным путем создать «сибирский язык»4. Затея не удалась, но что касается пространства современно
го искусства, пусть не язык, но сибирский диалект очевиден. И характеризует его безграничная самоирония, вещь и раньше-то не частая в мировой культуре, а уж сегодня, пожалуй, в Сибири только и осталась.

1. Шлегель Ф. // Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934. С. 176.

2. Из статьи Валентина Дьяконова «Работы в смешанной технике»: «…сибиряки мало интересуются новейшими веяниями и трендами. Это край непуганых сатириков, где до сих пор верят в то, что искусство способно вызывать радость или дикий хохот — нужное подчеркнуть». http:// kommersant.ru/doc/2171090

3. Флаг Сибири не имеет официального статуса. Представляет собой полотнище белого и зеленого цветов (символ снегов и лесов сибирских). Существуют горизонтальный и диагональный варианты флага, также варьируются способы расположения белой и зеленой частей снизу и сверху. Бело-зеленый флаг с двумя равновеликими горизонтальными полосами впервые появляется в 1853 году в качестве флага Сибирского студенческого землячества Казанского университета, основателем и лидером которого был Григорий Потанин. На флаге возможно размещение различных эмблем и гербов. Например, один из проектов предусматривает расположение нескольких пятиконечных звезд, символизирующих регионы Сибири (подобно флагу США и некоторым другим).

4. В октябре 2006 года на «сибирском языке» был открыт раздел в Википедии («Сиби́рска Википе́ддя»). Участники «сибирской» Википедии занимались переложением различных текстов, в основном лингвистической и религиозной тематики, на «сибирский язык». Данный раздел просуществовал всего год и после активной дискуссии на сайте Википедии раздел на «сибирском языке» был закрыт.

ДИ №3/2013

18 июня 2013
Поделиться: