×
Щелчок затвора как ожидание будущего
Анастасия Козаченко

Его прогнозирование практически невозможно, и оно реализуется только в тех случаях, когда его образ просвечивает, мерцая в расслоенной временем реальности. Будущее превращается в ожидание, прорастая корнями в прошлое, наполняясь возможностями неисполненного. Словосочетание «фотография будущего» парадоксально. Создать то, чему нельзя дать никакого определения с помощью того, что неспособно это сделать. 

В современном мире существует тенденция расценивать субъективные реалии как объективную сущность. Вместе с тем будущее – это время, соприкасающееся с вечностью, как говорил Кьеркегор, и именно оно наиболее цельный временной отрезок, ибо прошлое и настоящее – лишь застывшие кадры, подобные фотоснимкам. «Фотография будущего»… Этот оксюморон создает новое смысловое единство, как бы издеваясь над самим собой, фиксируя путем щелчка затвора камеры физическую, но еще ненаставшую реальность.

Фотографируя, мы закрепляем настоящее, улавливая беззащитность непосредственной реальности. Но как уловить будущее? Если его материализовать, то единственное чувство, которое испытывает человек перед этим моментом, – ожидание. Оно и стало главной темой экспозиции российско-германского проекта «Фотография будущего».

«Фотография будущего» – выставка «ожидания». В ее измерениях будущее обретает телесную материю, наполненную экспрессией, еще живущую волновыми состояниями зыбкого эфира. Центральной в экспозиции стала серия «Десять фотографий» Антона Курышева. Мы видим людей, ожидающих коллегу, друга, открытия магазина, прибытия поезда. Они находятся в «зале ожидания». Именно эта работа задает тон всей выставке. Ожидание красной нитью пронизывает весь проект «Фотография будущего». Идея времени здесь связана с пространством. Фотография как объект выходит за свои рамки, реализуется не в плоском изображении, а подобно сценографии выводит сознание в пространство события.

Кураторы выставки Екатерина Лазарева и Эстер Рюльфс, моделируя параллельную реальность под названием «будущее», затеяли непростую игру со зрителем и фотографом. Это будущее создано искусственно, это новое пространство. Человек будто не помещается в двух временных континуумах – прошлого и настоящего – и стремится раздвинуть границы, чтобы вдохнуть в будущее свои планы, мысли, эмоции. Развивая эту идею, кураторы выставки наполнили весь выставочный зал таинством ожидания. Приемами экспонирования они превратили фотографии в реальные, ощутимые для зрителя миры. Инсталляция Евы Ляйтольф «Clearling», изображающая помещения казармы в Мюнхене, первого пристанища несовершеннолетних беженцев-мигрантов, расположена на привычном уровне обычной кровати. Так зритель получает возможность погрузиться во внутреннее измерение этой работы. Рисунки и записки на стене выражают надежды и мечты детей. «Фьючерсы» Ольги Чернышевой экспонированы с помощью лайт-боксов, на фотографиях череда офисов, подсвеченных люминесцентными лампами. Однородность искусственного света усиливает образ бюрократической системы как мира жесткого формализма, обезличенной структуры взаимоотношений, в которых теснится наша реальность – договоры, сметы, планы, прожекты. В ее слоях романтические надежды на будущее обретают форму документации, выявляя нашу конвенцию с социумом. Особое место на выставке занимает тема движения, фазы между ушедшим и еще не наступившим. Например, Саша Пофлеп и Крис Вебкен («A History of Speculation I») «замораживают» настоящее, таким образом, оно переходит в категорию «пойманного» мгновения, замершей вечности. Владислав Ефимов («Под ногами и над головой») попытался проследить за взглядом прохожего, рассматривающего архитектуру как состояние пространства между будущим и прошедшим. Современный темп жизни не позволяет осознавать историю как целостный процесс, как драму. Однако для художника важно разобраться с архитектурным феноменом Ленинграда-Петербурга, в этом смысле верхняя часть зданий для него – будущее, их фундамент – прошлое, и только щелчок затвора – настоящее. Софья Гаврилова в фото-сессии «Новая Москва» исследует тему цикличности, возвращения утраченного, переживает эволюцию времени как особое состояние материи. Закрасив зелено-синей краской новостройки «замкадья», она стремится сохранить былое Новой Москвы, декорирует ее обезличенность. В этих работах будущее оборачивается прошлым и оказывается еще более парадоксальным феноменом. Логическим завершением темы выставки воспринимается работа Рихарда Рогана «Reset 10»: игровые автоматы, заброшенные, покрытые слоем пыли, некогда вызывавшие интерес публики, а теперь никому не нужные. Автор заглядывает в иную систему координат времени, цивилизацию будущего, которая отменит сомнительные ценности, метафорой коих стали игровые автоматы. Их парадоксальная предметность, потерявшая свои функции, фиксируется фотографом как проявление мира абсурда, тупиковой ветви истории. В работах проекта используются разные носители информации – не фотобумага, пленка, диапозитива, чаще всего гибриды визуальной культуры – фотография и объекты (Ольга Чернышева «Фьючерсы»), фотография и живопись (Софья Гаврилова «Новая Москва»), фотография и кинематограф (Владислав Ефимов «Под ногами и над головой»). Эти эксперименты с формой имеют целью активизировать момент созерцания. Тема фотографий реализуется в полной мере только в тот момент, когда зрители сопереживают, становятся сотворцами и объектами выставки. Возможно, такой триалог зрителя, фотографии и автора помогает передать идею выставки – явное превосходство будущего над настоящим, в котором и проявляется радикальный модус бытия.

ДИ №3/2013

18 июня 2013
Поделиться: