С 1970-х годов рефлексия на тему карт и схем1 образовала особый художественно-теоретический пласт. Его специфику Ким Левин, автор знаменитой статьи «Farewell to Modernism» (журнал «October», 1979) описывает как переход от модернизма к постмодернизму. Соглашаясь с идеей Розалинды Краус о том, что символом модернизма является решетка благодаря ее формалистической абстрактности и повторяемости, Левин добавляет, что, в свою очередь, карта может представлять собой некую «эмблему постмодернизма».
Дорит Фелдман. Tear Fossils. 2011. Бумага, фотопечать
|
Структура карты, в отличие от структуры решетки, подвижна; она не перекрывает действительность, но является ее следом или, по терминологии Р. Краусс, индексом. Карта обладает тесной связью с действительностью. Если взять, к примеру, традиционную географическую карту, ее изобразительные фигуры повторяют очертания реальных геологических мотивов. Но попадание карты в область искусства связано не с картографической искусностью, а с геополитическими процессами после Второй мировой войны. В этот период в искусстве формируются такие движения, как концептуализм и ситуационизм, и оба эти направления обратились к визуальности карт. Представители концептуализма видели в схематичности карты с точки зрения критики модернизма снижение художественности, карта также представляет собой обнаженный образ мыслительного процесса, чем не могли не воспользоваться сторонники «идейности» искусства. Те или иные пункты на концептуальной карте — это понятийные точки, связь между которыми может быть обозначена подразумеваемыми линиями, в результате перед нами предстает схема смысловых связей или связь как концепция в ее целостности. Таким образом, словарь как главный источник и форма в концептуальном искусстве уже сам по себе является картой. Идея психогеографии сформировалась в среде художников ситуационистского интернационального сообщества как одна из возможностей критики общества потребления, критики заданного социального, политического и культурного образа, но воплотилась она прежде всего в феномене «дрейфа» как индивидуального освоения пространства и времени. В перенасыщенной и обессмысленной, как физически, так и социально-политически действительности возникает необходимость в выстраивании личных представлений о ней. В силу исторического развития культуры образ мира уже не может быть «построен с нуля», и поэтому не остается ничего иного, как создавать собственные образы ориентации, и здесь наилучшие способы пространственно-смыслового ориентирования может предложить карта. Карта подразумевается не столько как статичная визуальность, но скорее как процесс. Mapping — это «нанесение на карту», то есть процессуальное состояние, само действие2. Проект «Мэппинг в визуальном искусстве» реализован в феврале в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) как однодневная экспозиция и дискуссия, включая работы художников, непосредственно обращающихся к визуальности карт или использующих принцип мэппинга как ориентацию в смысловом пространстве философско-культурологических и эстетических значений. В проекте приняли участие три автора из разных стран — Бини Хуан (Китай), Дорит Фелдман (Израиль) и Дмитрий Филиппов (Россия). Будучи разделенными географически, художники также оказались отдалены друг от друга с точки зрения используемых ими стратегий. Работы израильской художницы Дорит Фелдман представляют собой запечатленные фотографическим способом пейзажные виды, на которые накладываются схематические изображения старых карт той же самой местности. Сведенные методом фотографического коллажа два различных способа представления одного физического пространства — это два образа действительности, каждый из которых оказался более предпочтительным для своей исторической эпохи. Для работы «Mapping of transmutation sunrise» (2009, 60x120, бумага Duraflex, фотопечать) художница выбрала карту XVIII века из Голландии, где в виде пересекающихся окружностей обозначены основные геополитические зоны того времени — Европа, Африка и Азия, а на пересечении — Иерусалим как центр мира. Тема Иерусалима, града Божьего — одна из ключевых в сериях работ Дорит Фелдман. Обращение к исторической и культурной памяти имеет место также в работе «The Shape of the Wind» художницы из Китая Бини Хуан. По проселочной дороге близ деревни Фучунь на развернутый 160-метровый свиток из традиционной китайской бумаги наносились чернила и пепел. В формировании визуального образа участвовали естесственные процессы — склон горы, ветер, движение акциониста. Данная акция — это аллюзия на загадочную историю утраты и возвращения работы «Жилище в горах Фучунь» художника Хуан Гунвана (1269—1354). Созданное в середине XIV века классическое живописное произведение пострадало от огня, и сегодня сохранились только его фрагменты. Обращаясь к конкретной «истории одной картины», автор задает вопрос об исторической преемственности, видя в образе огня не уничтожение, а рождение нового (в данном случае традиционная живопись дает стимул рождению новой формы в искусстве — художественному действию). Своей акцией Бини налаживает связь не только двух эпох в рамках одной культуры, но также разных в сущности своей противоположных культур: свиток был представлен в восстановленной после пожара церкви Св. Иоанна Евангелиста в Берлине в рамках Года Китая в Германии (2012). Третий участник, художник Дмитрий Филиппов, обращается к территориям собственного происхождения (г. Горняк, Алтайский край). Топография места здесь оказывается сугубо личной, индивидуальный взгляд на географические и смысловые ориентиры в результате дает схематические структуры, за которыми стоит личная история. Поиск собственного места и границ экзистенции — идея, над которой художник размышляет в большинстве своих проектов. Паблик-арт-проект «Здесь», в котором границы попадания/ присутствия четко заданы и, казалось бы, убедительны, все же вызывает ощущение растерянности. Первая реакция зрителя на обнадеживающее заверение «здесь вы почувствуете себя в безопасности» оказывается доверительной, но затем приходит осознание, что эти границы условны и, в сущности, нет никакого «здесь» либо его нужно попытаться определить самостоятельно в контексте инсталляции «Ты здесь», развернувшейся в виде карты на полу.
Проект «Мэппинг…» — это в некоторой степени тавтология. Работая со смысловыми связями между явлениями, в свою очередь также основанными на мэппинге, проект построен по тому же самому принципу и предлагает себя как схему ориентирования в пространстве современного искусства.
1. Среди таких исследований феномена карты в совремеонном искусстве можно назвать следующие публикации: Kardon J. Artists’ Maps. Philadelphia College of Art, Philadelphia, PA, 1977; Smith. R. 4 Artists and the Map: Image/ Process/Data/Place. Spencer Museum of Art, Lawrence, 1981, KS; Storr. R. Mapping, Museum of Modern Art, New York, 1994.
2. Русским эквивалентом термина может быть слово «картирование», но мы ограничимся вполне устоявшимся англицизмом, тем более что на языке оригинала данный термин трактуется гораздо шире и не привязан конкретно к географической карте.
ДИ №3/2013