×
Конкуренция кластеров
Андрей Лукин

В современном мире идеи коммуны наиболее полно прижились в так называемых креативных кластерах, сообществах творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории (Саймон Эванс). Сейчас таких мест в одной только Москве можно насчитать не меньше десятка.

Каждый кластер по законам рынка, на который он (как и любое другое звено креативной экономики) рассчитывает, стремится определиться в конкурентных преимуществах, уникальных характеристиках и инновационных свойствах своей бренд-территории. Так, креативный кластер пытается занять свое положение на карте города и привлечь свою аудиторию профессионалов и посетителей.

Первым в списке креативных кластеров Москвы значится Центр современного искусства «Винзавод». Расположившись в промышленной зоне близ Курского вокзала в 2006 году, он обозначил одну из главных тенденций креативных пространств — освоение бывших индустриальных и депрессивных городских территорий, пришедших в упадок в связи с изменениями в современной экономике, градостроительстве и социальных связях.

Появление Винзавода во многом предопределила заинтересованность художественной общественности в арт-рынке. Безусловно, строго коммерческой назвать его деятельность нельзя. Здесь есть также одноименный Фонд поддержки современного искусства, реализующий собственные некоммерческие проекты («СТАРТ», «Платформа», «Стена» и т.д.). Но так или иначе коммерческую составляющую Винзавода можно определить как доминирующую: средоточие здесь главных московских (считай, российских) галерей оставляет за ним это конкурентное преимущество.

Но, строго говоря, Винзавод все-таки не первое индустриальное пространство в Москве, перепрофилированное под новые нужды. Еще в 2002 году находящийся в том же районе бывший газовый завод «Арма» стал сдавать свои помещения в аренду. Здесь появились ночные клубы, шоу-румы, дизайн-студии и даже галереи. С течением времени сюда пришли компании индустрии моды и индивидуальные дизайнеры, открыл студию дизайнер Денис Симачев, также «Арма» была одной из площадок Russian Fashion Week. Легкий крен в сторону индустрии моды можно считать, хотя и с натяжкой, отличием завода от других креативных пространств. Впрочем, новая «Арма» не обозначила внятной политики творческого кластера на момент первых реформ, как это позже сделал Винзавод, и позиционирование в качестве креативного кластера пришло, когда данный тренд стал повсеместным (хотя на территориях бывшего производства изначально были и остаются компании творческих и околотворческих бизнесов).

По соседству с Винзаводом и «Армой» свое место на когда-то промышленных площадях Басманного района занял еще один кластер — Центр дизайна и архитектуры «АrtPlay». Его арендаторами, помимо постоянных спутников кластеров, таких как выставочные площадки, галереи современного искусства, шоу-румы и книжные магазины, стали многочисленные архитектурные бюро, студии дизайна, компании, производящие и продающие мебель, осветительные приборы, отделочные материалы и предметы декора. Также активен он и в культурно-образовательно-выставочной нише. Здесь работает Британская высшая школа дизайна, постоянно проходят выставки и фестивали, а в 2011 году на главной выставочной площадке кластера состоялась IV Московская биеннале современного искусства. Отличительная черта «АrtPlay» — ставка на дизайн и архитектуру.

Все три упомянутые территории, возможно, станут составными частями арт-квартала площадью 350 гектаров около реки Яузы. Проект разрабатывается Департаментом культуры города Москвы.

Центр творческих индустрий «Фабрика» на месте фабрики технических бумаг «Октябрь» в Переведеновском переулке существует с 2005 года. Некоммерческие выставочные проекты здесь реализовывали практически сразу с момента открытия, но активная деятельность и позиционирование в качестве творческого кластера прошли несколько этапов становления. В конце 2012 года Фабрика провела ребрендинг и акцентировала свою территорию именно на понятии индустрии: часть площадей кластера по-прежнему занимают действующие фабричные производства, сдаваемые же участки заняты в основном производителями творческого контента. Особенно заметной на Фабрике стала киноиндустрия — здесь находятся кинокомпания «Манга Компани» и киностудия «Табурэдфилмс», Кинотеатр.DOC, компании «Cinemateka» и «Teamsound», студия режиссера Сергея Лобана «Свои-2000», Центр театра и перформанса «ЦЕХ», с начала 2013 года здесь реализуется совместный проект с Музеем кино «Кинофабрика» как альтернатива официальному кинопрокату. Творческое производство и киноин-дустрия — два главных маркетинговых направления кластера на сегодняшний момент.

Пожалуй, самый известный креативный кластер Москвы — «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной. Отчасти этому способствуют непрекращающиеся споры вокруг территории бывшей шоколадной фабрики, которую пытаются застроить элитной коммерческой недвижимостью. Эта неопределенность не позволяет кластеру вести долгосрочную стратегию и политику. А потому выявить его отличительную характеристику, помимо чрезвычайно удобного географического положения в самом центре города, не представляется возможным. Тем временем производственные площади «Красного Октября» заняли всевозможные, подчас довольно крупные, арендаторы: телеканал «Дождь», технический центр «Digital October», «Red October Gallery», Центр фотографии им. Братьев Люмьер, а также клубы, редакции журналов и рестораны, а по соседству расположился Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Еще одним полноценным кластером стал бывший стекольный завод, выпускавший флаконы для духов, дизайн-завод «Флакон» на Новодмитровской улице. В 2009 году сюда пришли творческий бизнес и ивент-агентства. Развлекательная составляющая кластера, пожалуй, именно здесь чувствуется больше всего, но преимущественно только в теплое время года. Не случайно и то, что именно на «Флаконе» в 2012 году стартовал ежегодный фестиваль стрит-арта «МОСТ».

В Москве существуют другие заводские территории, перепрофилированные в ходе промышленной конверсии, бизнес-центры, которые не являются творческими кластерами в полном смысле. Например, деловой квартал «Новоспасский Двор» на Дербеневской набережной, бывшая ситценабивная мануфактура Эмиля Циндера. В настоящее время здесь основан Институт русского реалистического искусства, единственное культурно-просветительское учреждение в квартале.

Еще один пример — деловой квартал «Красная Роза 1875» в Хамовниках. Именно отсюда на Яузу в свое время переехал «ArtPlay», а главный арендатор — компания «Яндекс». На территории «Красной Розы» расположены два объекта культурного наследия — усадьба Всеволожских и Галерея Жиро, и активно развивается разный бизнес. Интересен опыт конверсии Московского электролампового завода на Электрозаводской улице. Пока непонятно, что может получиться на этом месте, но, как бывшее производство, оно притягивает художников, и уже сейчас здесь есть коворкинг, фотостудия и мастерские.

Обычно креативные кластеры появлялись в результате частной инициативы, но с распространением этого явления государственные власти все активнее стали подключаться к реализации подобных проектов. Осенью 2012 года Департамент культуры города Москвы начал программу модернизации культурных институтов — наследников эпохи Советского Союза. Эксперимент стартовал с самого большого дворца культуры города, первого подобного учреждения общенародного масштаба и памятника архитектуры конструктивизма — Дворца культуры автомобильного завода имени А.И. Лихачева — ныне Культурный центр ЗИЛ. Сейчас здесь Центр творческого развития, дом танца, библиотека, лекторий и книжный магазин — все составляющие досуговой части креа-тивных кластеров. Статус государственной площадки не позволяет говорить о бизнес-составляющей проекта, но и этот пример можно считать эволюцией идеи креативного кластера, некой новой формы — кластера и дворца культуры, частной инициативы и государственной воли.

В мировой практике креативными кластерами становятся не только бывшие промышленные зоны, но и тюрьмы, как, например, тюрьма «Elve» в Касселе. Следственный изолятор № 1 «Кресты» в Санкт-Петербурге из центра города на Арсенальной набережной должен переехать в Колпино, где уже идет строительство нового здания. Старые же «Кресты» в будущем, возможно, станут новым креативным кластером и первым в России сооружением с подобным прошлым. Подобные преобразования могут коснуться Бутырской тюрьмы, в которой планируется сделать музей знаменитых заключенных (Е. Пугачев, В. Маяковский и другие).

К появлению творческих кластеров привели идеи и процессы деурбанизации, начавшиеся распространяться еще в XIX веке. Хаотичное развитие городов, их расширение неминуемо приводило к нерациональной организации городской среды. Прилегающие к историческому центру промышленные зоны по истечении определенного периода времени сами приобретали статус центральных территорий укрупненных мегаполисов, и сохранение в них промышленных производств уже не отвечало требованиям времени.

ДИ №2/2013

20 апреля 2013
Поделиться: