Художница Ольга Тобрелутс рассказывает историю одной своей картины.
Ольга Тобрелутс СВ. ЕКАТЕРИНА 2011. Холст, масло
|
Летом 2005 года настоятель католического храма Св. Екатерины на Невском проспекте предложил мне поработать над созданием центральной картины с изображением святой Екатерины. Прежняя была утрачена в начале ХХ века при пожаре. Тогда это предложение мне казалось невероятной удачей, так неожиданно свалившейся на меня. Святую Екатерину Александрийскую изображали Караваджо, Лукас Кранах Старший, Сурбаран, Рафаэль, Корреджо, Рубенс, Лоренцо Лотто, Карло Кривелли, Артемизия Джентилески, Боровиковский, Паоло Веронезе, Джованни Беллини, Джорджио Вазари, Ханс Мемлинг, Гвидо Рени, Пармиджанино, Перуджино и многие, многие другие. Святая Екатерина — одна из самых главных святых христианского мира. Она входила в четверку наиболее почитаемых католических святых. Только в Петербурге возведено несколько храмов и церквей Св. Екатерины Александрийской. Одна из них, построенных по проекту архитектора Львова, находилась в бывшем имении Воронцовых, селе Мурине, в котором прошло мое детство. Наш дом располагался в непосредственной близости от церкви, и каждый вечер, когда я засыпала, последним, что я видела из моих окон, был ее прекрасный силуэт. Мысленно я обращалась к ней, хотя и знала, что там давно уже расположилась скульптурная мастерская, где несколько мужчин трудятся над гигантским изваянием Ленина, заполнившим собой все внутреннее пространство почти до самого купола. Когда мне удавалось незаметно улизнуть из дома, я сразу направлялась в церковь. Там всегда было очень холодно и тихо, у входа стояли огромные железные самодельные корыта, наполненные водой и голубой глиной. Мне доставляло огромное удовольствие погружать в эту глину руки. Скульпторы обычно курили неподалеку, о чем-то тихо разговаривали и не обращали на меня никакого внимания. Иногда во время разговора они машинально лепили маленькие женские головки, а по окончании короткого отдыха равнодушно кидали их в корыто. В этих наскоро слепленных лицах мне виделось лицо святой Екатерины, и я непременно старалась их высушить и сохранить, но они покрывались глубокими трещинами и рассыпались, что приносило мне немало душевных страданий.
Стоит ли повторять, каким важным для меня было это неожиданное предложение нарисовать святую Екатерину? Я сразу же принялась делать эскизы. Меня захватила эта невероятная возможность погрузиться в детские переживания той маленькой девочки, которая сидела на полу церкви и пыталась спасти рассыпающееся лицо любимой Екатерины…
Примерно в этот же день или утром следующего дня пришло письмо из Дании. Музей современного искусства, располагавшийся на острове Борнхольм, обращался ко мне с заманчивым предложением поработать в экспозиционном пространстве над созданием своего произведения. Имелось в виду, что я с десяти утра до шести вечера рисую картину в зале музея, а посетители имеют возможность за этим наблюдать. Музей гарантировал оплату всех затрат, в том числе моделей, материалов, тканей и т.д. Я решила воспользоваться этим предложением и поехать, чтобы поработать там над Вознесением святой Екатерины. Остров Борнхольм располагается в центре Балтийского моря. Датчане построили там современное здание музея, чтобы летом отдыхающие могли его посещать. Музей пригласил желающих позировать мне, и толпы зевак стали приходить и наблюдать за процессом отбора натурщиков. Натурщиков было много, и я отбирала подростков, похожих на ангелов. Борнхольмские дети, белокурые и голубоглазые, как нельзя лучше подходили для этой роли. Но мне нужны были особенные дети, такие маленькие хулиганы, озорники и непоседы. История принесения двумя ангелами мощей святой Екатерины на Синайский полуостров, где и по сей день они хранятся в монастыре, несет в себе множество тайн и загадок. Поэтому, по моему представлению, некая тайна должна была угадываться и в лицах ангелов. На третий день работы в музее желающих позировать не осталось, а я так никого и не выбрала на роль ангелов. Разочарованная, я вышла из здания музея и спустилась к берегу моря. Здесь среди скал и утесов я увидела молодую пару, обладательницу семерых белокурых сыновей, которые прыгали и бегали с громкими криками друг за другом. Они с первого же взгляда показались мне идеальными ангелами. К моей радости, родители согласились приводить мальчишек в музей и подписали с музеем рабочий договор. После этой счастливой встречи я принялась за работу и не заметила, как пролетел месяц и пришло время возвращаться домой. Музей предложил купить получившуюся картину «Вознесение святой Екатерины» в свою коллекцию. Ситуация показалась мне абсурдной — нарисовать картину по просьбе петербургского храма и продать ее борнхольмскому музею… Я отказалась от заманчивого предложения и вернулась с картиной в Петербург.
Встречу с настоятелем я ждала с нетерпением и радостью. С волнением вошла в комнату при храме и поставила картину на высокий подоконник. Настоятель не заставил себя долго ждать, он быстро вбежал в комнату и резко остановился перед картиной. Постояв несколько секунд, рассматривая ее, он неожиданно развернулся и, не сказав ни слова, тихо вышел. Я осталась в одиночестве в пустой комнате и в полном недоумении.
В 1968 году без объяснения каких-либо причин католическая церковь понизила статус святой Екатерины Александрийской, упразднила обязательные церковные службы в ее честь, переведя их в разряд факультатива.
ДИ №2/2013